[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Wanderer 15:43:12 08/03/2001
в ответ на:
Re: Самое обстоятельное исследование Литургии Преждеосвященных Даров, отправлено
Wanderer 15:40:31 08/03/2001
Маленькая статейка меня недостойного, написанная в свое время для мультимедийной Энциклопедии Кирилла и Мефодия (в каком виде она туда вошла потом не проверял): Литургия Преждеосвященных Даров, (по-гречески leitourgia tōn proēgiasmenōn) евхаристическое богослужение, во время которого не освящаются хлеб и вино, а Причащение cовершается Дарами, освященными в один из предшествующих дней на полной Литургии. В византийском обряде возникает в раннее средневековье в монастырях, где существовал обычай причащаться в будни Великого поста, когда невозможно совершение полного евхаристического богослужения (рассматриваемого всегда как празднование, а потому в такие дни неуместного). Практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров получает на Востоке официальное одобрение Церкви к концу VII в., когда закрепляется 52-м правилом Трулльского собора. Позже сводится к среде и пятнице в период Четыредесятницы (и еще некоторые дни), а также с понедельника по среду Страстной седмицы. Одно из самых ранних толкований Литургии Преждеосвященных Даров принадлежит святому Феодору Студиту. Традиционно именуется «Литургией cвятого Григория Двоеслова», однако в действительности едва ли каким-то образом с ним связана. Структурно византийская Литургия Преждеосвященных Даров представляет собой соединение Вечерни с некоторыми элементами Божественной Литургии, в числе которых изобразительные в начале, ектении (ектения об оглашенных дополняется ектенией о готовящихся к крещению «елицы к просвещению» в конце этого Великого поста), обряд Причащения. Большая часть тайных молитв собственные. Дары для Литургии Преждеосвященных Даров освящаются в предшествующее воскресенье; освященный Хлеб, сохраняемый для Причащения в будни «напояется» (пропитывается) освященным Вином. На Западе аналогичное богослужение (Missa Praesanctificatorum) служится только в Страстную Пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение (по той же причине, что и на Востоке во все будни Великого поста). Используются частицы Тела Христова, освященного на Мессе накануне. После Мессы Великого Четверга главный алтарь храма разоблачается, дарохранительница опустошается, с Святые Дары переносятся из нее в кивории в предел, часовню или крипту, где им совершается поклонение: этот перенос символизирует взятие Христа под стражу и пребывание Его в темнице. Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную Пятницу предшествует Литургия Слова и Поклонение Кресту, после чего Дары вновь переносятся на главный алтарь и совершается Обряд Причащения, в основном сходный с соответствующим обрядом полной Мессы. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее средневековье, был воспринят Римом к IX в., откуда распространился на всем Западе и сохранялся на протяжении всех последующих веков. Однако на этом богослужении причащался только предстоятель. В последние десятилетия в Католической Церкви восстановлено Причащение в Страстную Пятницу также и мирян. Текст: Имеется в любом издании православного Служебника. Литература: Успенский Н.Д. Литургия Преждеосвященных Даров./ Богословские Труды. Сб. 15. М., 1976; Arranz M. L’Eucologio Constantinipolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996.
Ответы и комментарии: