Re (5): Преждеосвященная Литургия


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 22:35:19 09/03/2001
в ответ на: Re (4): Преждеосвященная Литургия, отправлено Фома 06:16:44 08/03/2001
 
> Многие т.наз. «местные» обычаи на самом деле не такие уж и местные, но пришли в Россию, и не только, во время оно из других поместных церквей, да только некоторые из них родителями впеследствии были отвергнуты, а нами удержаны.
 
 
Это точно. Но, кроме того, хватает у нас и своих «разработок», нередко определенно западного, а не греческого влияния (на что греки жутко обижаются, у многих из них совершенно патологическая ревность к «франкам» и «латинянам»). Да и потрясений столько бывало за прошедшие века, иной раз трудно отследить разные местные практики,  которые ка к правило имеют благочестивое обоснование но разнятся.
 
 
>Ярчайший пример, вызывающий немалое раздражение у нашего духовенства (и, наверное, обоснованное) — это тропарь 9-го часа на Евхаристическом каноне. Возникший, кажется, в эпоху споров о значении слов Христа «приимите...» и «пийте...», он потом так же спокойно из греческой практики и удалился.
 
 
В смысле, третьего часа. Я где-то читал что это из каких-то Иерусалимских служебников заимствовано, причем там было примечание что его читают все прочие в момент молитвы призывания св. Духа. Русская практика греков огорчает, поскольку эта молитва оказывается разорвана в середине. Я даже встречал одного попа славянского происхождения, которые читал тропать этот трижды до молитвы призывания, а потом ее всю целиком без перерыва. Но потом его поправили...
 
 
Насчет того, что происходит с преждеосвященными Св. Дарами после опускания в Чашу с вином и водой, тут вообще логика туманна. Русская практика, кажется, упирает на строгое различение освящаемого в ходе евхаристии — в ходе литургии преждеосвященных его нет. С другое стороны, откуда отказ от чаши тож ене понятно. Говорят, что там «просто вино» и поэтому такая «запивка» будет разрешением поста (и воспрепятсткует потреблению Даров после причащения мирян). Но ведь это «просто вино» насквозь пропитывает Св. Дары (к томуже, «напоенные» — в русской практике) и явно содержит их частицы. Кроме того, как и в обычной литургии, туда вливается не-освященная «теплота», которая, тем не менее, почему-то не считается «разрешающей пост» на обычной литургии. Греческая практика, похоже не столь озабочена этим самым "разрешением поста и принимает (кажется со ссылкой на Симеона Солунского) что раз происходит смешение и соединение — все, что после этого в Чаше, свято и освящено. Ну да ладно.
 
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]