Отправлено Фома 04:25:53 10/03/2001в ответ на: Re (5): Преждеосвященная Литургия, отправлено Алексей Чумаков 22:35:19 09/03/2001> Это точно. Но, кроме того, хватает у нас и своих «разработок», нередко определенно западного, а не греческого влияния (на что греки жутко обижаются, у многих из них совершенно патологическая ревность к «франкам» и «латинянам»). Любопытный, наверное, факт. Пришлось мне давеча быть на исповеди в греческом приходе, и батюшка-грек читал в заключение ту молитву, которую у нас считают отсутствующей в греческой практике «Господь и Бог наш...» > Я даже встречал одного попа славянского происхождения, которые читал тропать этот трижды до молитвы призывания, а потом ее всю целиком без перерыва. И он не одинок. Я знаю по крайней мере нескольких, которые так читают, и еще некоторых, которые считают приличным так читать особенно на литургии свт. Василия Великого. > Насчет того, что происходит с преждеосвященными Св. Дарами после опускания в Чашу с вином и водой, тут вообще логика туманна... ИМХО, в таких вопросах для логики немного простора. По мне, чтобы вино было освящено, оно должно быть определено для этого, и над ним должа быть совершена молитва. Ведь «святой» это «отрезанный», «отделенный». Если гора Сион свята, то это не значит, что свято и все что там построено. Если зрам свят, то это не значит, что свято все, что (кто) там находится. Конечно, вино преждеосвященной уже не то, что вино в бутылке, откуда он взято для священнодействия; но также не то что в буьылке и то вино, которое влито в чашу до всякого священнодействия, и если по какой-то причине литургия не состоится, то это вино назад в бутылку уже не надлежить вливать. Это как и в случае с просфорой, которая будучи предназначена в Агнец и потом отвергнута по к.-либо причине (плесень, дефект и пр.) уже не просто хлебец, и потребить ее полагается с антидором. Короче, если и есть здесь какая-то логика, то она другого свойства нежели в химии. > С другой стороны, откуда отказ от чаши тоже непонятно. Говорят, что там «просто вино» и поэтому такая «запивка» будет разрешением поста (и воспрепятсткует потреблению Даров после причащения мирян). Но ведь это «просто вино» насквозь пропитывает Св. Дары (к тому же, «напоенные» — в русской практике) и явно содержит их частицы. Кажется, здесь срабатывает тот же стереотип, как и в последовании «причастие-святая вода+антидор-артос-просфора...» Т.е. от высшего к низшему. > Греческая практика, похоже не столь озабочена этим самым "разрешением поста и принимает (кажется со ссылкой на Симеона Солунского) что раз происходит смешение и соединение — все, что после этого в Чаше, свято и освящено. Ну да ладно. Аминь.