Re (6): Преждеосвященная Литургия


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 04:25:53 10/03/2001
в ответ на: Re (5): Преждеосвященная Литургия, отправлено Алексей Чумаков 22:35:19 09/03/2001
 
> Это точно. Но, кроме того, хватает у нас и своих «разработок», нередко определенно западного, а не греческого влияния (на что греки жутко обижаются, у многих из них совершенно патологическая ревность к «франкам» и «латинянам»).
 
 
Любопытный, наверное, факт. Пришлось мне давеча быть на исповеди в греческом приходе, и батюшка-грек читал в заключение ту молитву, которую у нас считают отсутствующей в греческой практике — «Господь и Бог наш...»
 
 
> Я даже встречал одного попа славянского происхождения, которые читал тропать этот трижды до молитвы призывания, а потом ее всю целиком без перерыва.
 
 
И он не одинок. Я знаю по крайней мере нескольких, которые так читают, и еще некоторых, которые считают приличным так читать особенно на литургии свт. Василия Великого.
 
 
> Насчет того, что происходит с преждеосвященными Св. Дарами после опускания в Чашу с вином и водой, тут вообще логика туманна...
 
 
ИМХО, в таких вопросах для логики немного простора. По мне, чтобы вино было освящено, оно должно быть определено для этого, и над ним должа быть совершена молитва. Ведь «святой» — это «отрезанный», «отделенный». Если гора Сион свята, то это не значит, что свято и все что там построено. Если зрам свят, то это не значит, что свято все, что (кто) там находится. Конечно, вино преждеосвященной уже не то, что вино в бутылке, откуда он взято для священнодействия; но также не то что в буьылке и то вино, которое влито в чашу до всякого священнодействия, и если по какой-то причине литургия не состоится, то это вино назад в бутылку уже не надлежить вливать. Это — как и в случае с просфорой, которая будучи предназначена в Агнец и потом отвергнута по к.-либо причине (плесень, дефект и пр.) уже не просто хлебец, и потребить ее полагается с антидором.
 
 
Короче, если и есть здесь какая-то логика, то она другого свойства нежели в химии.
 
 
> С другой стороны, откуда отказ от чаши тоже непонятно. Говорят, что там «просто вино» и поэтому такая «запивка» будет разрешением поста (и воспрепятсткует потреблению Даров после причащения мирян). Но ведь это «просто вино» насквозь пропитывает Св. Дары (к тому же, «напоенные» — в русской практике) и явно содержит их частицы.
 
 
Кажется, здесь срабатывает тот же стереотип, как и в последовании «причастие-святая вода+антидор-артос-просфора...» Т.е. от высшего к низшему.
 
 
> Греческая практика, похоже не столь озабочена этим самым "разрешением поста и принимает (кажется со ссылкой на Симеона Солунского) что раз происходит смешение и соединение — все, что после этого в Чаше, свято и освящено. Ну да ладно.
 
 
Аминь.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]