Re (6): Преждеосвященная Литургия


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 12:55:13 10/03/2001
в ответ на: Re (5): Преждеосвященная Литургия, отправлено Алексей Чумаков 22:35:19 09/03/2001
 
> В смысле, третьего часа. Я где-то читал что это из каких-то Иерусалимских служебников заимствовано, причем там было примечание что его читают все прочие в момент молитвы призывания св. Духа.
 
 
Скорее, из венецианских служебников. См. сборник «Богословские труды» № 31. Там статья прот. Н.Деснова «Об известных расхождениях...»
 
 
>Русская практика греков огорчает, поскольку эта молитва оказывается разорвана в середине. Я даже встречал одного попа славянского происхождения, которые читал тропать этот трижды до молитвы призывания, а потом ее всю целиком без перерыва. Но потом его поправили...
 
 
Эта вставка давно стала притчей во языцех, а воз и ныне там. Наверное, имело бы смысл, памятуя о том, какие последствия вызывает на Руси исправление богослужебных книг, для начала набрать этот тропарь более мелким шрифтом, предварив указанием киноварью типа «Ведомо же буди, яко...»
 
Интересно, кстати, что в имеющемся у меня Служебнике 1666 года (Львов) тропарь этот взят в скобки.
 
>
 
> Насчет того, что происходит с преждеосвященными Св. Дарами после опускания в Чашу с вином и водой, тут вообще логика туманна. Русская практика, кажется, упирает на строгое различение освящаемого в ходе евхаристии — в ходе литургии преждеосвященных его нет. С другое стороны, откуда отказ от чаши тож ене понятно. Говорят, что там «просто вино» и поэтому такая «запивка» будет разрешением поста (и воспрепятсткует потреблению Даров после причащения мирян). Но ведь это «просто вино» насквозь пропитывает Св. Дары (к томуже, «напоенные» — в русской практике) и явно содержит их частицы. Кроме того, как и в обычной литургии, туда вливается не-освященная «теплота», которая, тем не менее, почему-то не считается «разрешающей пост» на обычной литургии. Греческая практика, похоже не столь озабочена этим самым "разрешением поста и принимает (кажется со ссылкой на Симеона Солунского) что раз происходит смешение и соединение — все, что после этого в Чаше, свято и освящено. Ну да ладно.
 
>
 
Мне кажется, что русская практика опирается на «древлее благочестие», а не на логику. Не положено ничего вкушать до причащения и потребления Даров и все тут. (Хотя при обычном потреблении Дары уже перемешаны с частицами, вынутыми на проскомидии). А коль скоро находящееся в чаше вино Кровью категорически не признается, то и пить его до потребления не положено.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]