Re (3): кто Христов, а кто — нет...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Сергей Корсаков 17:38:51 11/03/2001
в ответ на: Re (2): кто Христов, а кто — нет..., отправлено Александр Мещеряковъ 15:05:54 08/03/2001
 
Уважаемый Александр!
 
Спасибо Вам за интересный отзыв. Разрешите мне, однако, уточнить одну вещь — что Вы имеете ввиду под словом «отрицать» в сказанной Вами фразе:
 
«...протестанизм отрицает Священное Предание?»
 
 
Если Вы имеете ввиду полное от Священного Предания отмежевание, то это не так — я с удовольствием читаю предания и они мне очень нравяться. (Особенно про Асмодеуса).Так же поступают многие мои протестантские друзья. Если Вы имеете ввиду непризнание их авторитета по сравнению с книгами Библии, то я с Вами полностью согласен, и спасибо Вам за такие слова! Более того, Вы сами как христианин должны в это верить, ведь в синодальное каноническое издание Библии вошли только те книги, которые были признаны Богодухновенными на церковном Соборе! И я благодарен Богу, что Он устроил так, что Библию сейчас никто не «дописывает». Иначе страшно представить, сколько расплодилось бы вокруг различных Адамов Смитов.
 
 
   Неужели, Александр, Вы представляете нас этакими хмурыми нелюдями, которые сидят в темных подвалах без изображений на стенах, с кровавыми топорами и факелами в руках? Согласитесь, представлять нас «Вальтерскоттовскими» негодяями было бы все равно, что считать всех гуронов в Америке плохими, а могикан — хорошими, потому что так написал Фенимор Купер. То же с гвардейцами кардинала и мушкетерами. По-ребячески наивно.    
 
 
Вы уж меня, простите, Александр, я, наверное, сейчас совсем еретическую для Вас вещь скажу. Дело в том, что я верю, что все мы люди и все — грешные. Поэтому нам, несовершенным, свойственно иногда ошибаться. Если Вы со мной несогласны, то дальше, пожалуйста, не читайте. Но вот моя ужасная мысль: я не уверен, что С. В. Булгаков во всем абсолютно прав. Поэтому не причисляю авторитет его трудов к авторитету Священного Писания. Хотя признаю, что в его трудах много прекрасных истин, так же, как и во многих местах в Преданиях.
 
 
Прокомментирую лишь основные моменты, упомянутые Вами.
 
> Вышедши из среды католиков, протестанты невольно и бессознательно удержали некоторые католические заблуждения."
 
 
- да, конечно бессознательно удержали. Ведь мы верим в то, что человеку свойственно ошибаться, как я уже говорил. А представляете, как страшно было бы если бы наоборот: ничего бы мы не удержали, стали бы совершенными и провозгласили бы себя единственными и неповторимо истинными? Вот тогда бы это была ересь! Поэтому да, протестанты тоже грешники, и Кальвин, и Цвингли, и Лютер. Но мы в это верим и просим у Бога прощения за наши проступки. Надеюсь, за это в нас не станут бросать камни. (Или все-таки станут?...)
 
 
<Так, они удержали католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына>
 
- мы верим в Троицу. Но понимаем ли мы Троицу в полной мере? Нет, ибо верим и в то, что разум наш, человеческий, убог. Писание раскрывает нам, преимущественно, лишь те истины, которые необходимы нам для спасения. А истины эти являет всем христианам Святой Дух, великий Утешитель, посланный нам Христом, когда Сын Божий возносился на небеса. «Дам вам утешителя» — говорит Он. Но каким образом Бог дает утешителя, никому не понять. Скажу лишь, что мы верим в единство Троицы, а не в трех отдельных богов. Что же, Вы скажете, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына?
 
  
 
<Протестанты... удержали ...обливание в крещении, употребление опресноков в евхаристии, органы при богослужении (не все, впрочем, протестанты), места для сидения в церкви.>
 
 
Неужели Вы верите, что искренне верующий человек не спасается, если не погружен, а окроплен, если в покаянии сердца употребил опресноки в евхаристии, если славит Бога не игрой на струнных, как сыновья Кореевы, а на органе, и если сидит в церкви? Если Вы так считаете, то Вы не знаете самого возмутительного о нас, — а именно, мы не всегда омываем скамеечки, на которых сидим, а кое-кто даже сидит с немытыми руками!  
 
 
<Апостолы источниками христианской веры признали как Св. Писание, так и Св. Предание>
 
- где факты? Если Павел ссылается на древнегреческого поэта при разговоре с мудрецами, то значит ли это, что он верит во все, что этим поэтом сказано? Если в Новом Завете существует несколько цитат из Преданий, то значит ли это, что Предания несомненно истинны во всем? Зачем же тогда самому Собору понадобилось книги разграничивать на канонические и на предание?
 
 
<Отвергнув предание и всякое посредство в изучении и понимании верующим Св. Писания, протестанты на место их поставили субъективное воззрение каждого христианина, ничем не стесняемый произвол его разума, который и признали единственным судьею в делах веры и понимания Св. Писания, а этим самым религию низвели на степень рациональной философии и проложили путь всевозможным в ней заблуждениям ума человеческого.>
 
 
Убереги и нас и Вас Господь от этого. Лишь смиренному открывает Бог истину. И это не от нас — Божий дар. Да, мы толковали бы Библию вольно и субъективно, если бы все в мире было случайно, и вера наша была бы тогда тщетна, как говорит Павел коринфянам. Но мы верим, что Господь наставит всякого христианина на путь истинный и в мудрости, если тот, заблудившись, будет об этом молиться.
 
Неужели Вы, Александр, считаете зазорным то, что человек может молиться Богу, прося его открыть ему истину, если его священник в это время раздает индульгенции? Мы в то время не жили, и не нам тех людей судить. Но люди во все времена любили окружать себя своими традициями, таким, например, было омывание скамеечек у первосвященников. Так есть ли по-вашему что-то плохое в том, что церковь сегодня призывает людей самим почитать Библию и с помощью Божьей постараться определить, где заповеди Божьи, а где уставы человечьи? Ведь мы все так любим фарисействовать (кстати, и во многих протестантских церквях, чего греха таить).  
 
 
> Извините, но «кому Церковь не мать, тому — Бог не отец», так гласит народная мудрость. А если «Бог — не отец», то кто же тогда любит протестантов? Выбор не велик. Вас это не смущает?>
 
 
Надеюсь, Вы под церковью понимаете не здание, а Тело Христово. И Глава Христу — Бог-Отец. Любой протестант, кто в это не верит — не протестант. Так что не вижу никакого противоречия. «Кто же тогда любит протестантов»? — Бог любит. Если только протестантами называть тех протестантов, которые искренне веруют. Меня это не смущает, наоборот, я счастлив, что Бог меня, страшного грешника, все-же любит.  
 
 
< То что вы — реформатор, так разве это что-то меняет? Как можно спастись без добрых дел? А ведь реформаторство именно так и говорит..
 
 
Нет, то что я реформат, ничего не меняет. Спасибо. Я сказал об этом лишь потому, что о протестантах зашла речь. А вот по-настоящему волнует меня то, что наше учение о вере и добрых делах представляют совсем не так, как есть. Вы уж простите меня, Александр, но ответьте, пожалуйста, искренно: Вы читали «Наставления в христианской вере» Кальвина? Он прекрасно пишет об этом. Однако, очень обидно, что мы нередко составляем себе мнение о соседних конфессиях только по материалам в «Настольной книге атеиста» и советским религиозным словарям. Я не теолог, мне не по плечу рассуждать о делах и вере так, как делали это схоласты, скажу лишь вкратце: Кальвин пишет, что мы, по благодати Божьей, спасаемся верой. Лишь верой, не делами. А дела проистекают из спасительной веры, это — плоды благодарности Богу за то, что Он соделал в нашей жизни. И без дел, конечно, вера мертва. Так что идут они рука об руку. При этом и дела и вера — неотъемлемые части христианской жизни. Только так.  
 
 
> Цвингли начал, и Кальвин до конца довел такое мрачное учение о предопределении, по которому Бог является как будто жестоким и несправедливым деспотом, одних без всякой заслуги спасающим, а других погубляющим и личная свобода человека и всякое нравственное вменение совершенно теряют при этом значение; человек оказывается чисто страдательным орудием безусловной воли Божьей, а вся его свободно-нравственная деятельность, все его усилия к большему и большему нравственному совершенству превращаются в ничто.>
 
 
Вы знаете, Александр, в университете у нас на занятиях стилистики были такие ребусы: нужно было перефразировать выражения типа: «дама чинно шествует с отроком по улице» на что-то типа «телка тащиться с чуваком мимо хаз». Так вот, я думаю, Вы согласитесь, что одну и ту же мысль можно представить по-разному. О предопределении могу сказать не так мрачно: мы верим, что Господь соделал все по Своему великому изначальному замыслу. Мы верим, что Его вечный промысел управлял, управляет и будет управлять мирозданием. Мы верим, что ничего в мире не происходит без Его соизволения. Поэтому, мы верим, что приписывать человеку полную свободу воли, которая совершалась бы без ведома и не по воле Создателя нельзя.
 
Эти тезисы, признаю, звучат жестко. Однако мы, христиане — не мирские люди, и не должны смотреть на эти истины как человек в миру. Если необращенному хочеться винить Бога в несправедливости, то это — проявление его греховной сущности. Я — тоже грешник, и предопределение меня очень пугало. Однако когда Бог появляется в сердце, то неизъяснимо радуешься, что не ты своими убогими «силенками», а Он тебя избрал, и что гордиться тебе кроме Христа нечем. Радуешься, что не нам  дано знать, кого Бог предопределил и благовествовать мы должны с ревностию всем, всегда надеясь. Радуешься, что тебе не познать мудрого Бога, и не тебе Его обвинять в несправедливости. Радуешься, что приходиться Бога бояться и постоянно каяться. Радуешься, оттого что Господь — милостивый и любящий Отец, который НИКОГДА не отдаст своих избранных сатане —Римлянам, 9 об этом прекрасно свидетельствует. Радуешься, потому что осознаешь, какой ты грешник, и тебе хочеться служить Богу и любить Его всем сердцем.  
 
 
<Взять, хотя бы, ваше учение о «непреодолимой благодати»! Все решено, ничего не изменить. Извините меня, но это уже фатализм. К чему тогда спрашивается молиться? совершать добрые дела делать? «Ешь ананасы, рябчиков жуй..»! Так что ли? «Удобную религию придумали...»>
 
 
Нет, совсем не так. Так, если бы все случайно в мире было. А когда этим управляет Бог, то совсем не так. Чтобы жить, рыба непременно должна быть в воде. Чтобы быть с Богом, человек должен быть очищен Христом. Раз и навсегда. Если мы говорим, что все зависит от нас, то  мы недооцениваем искупительную жертву Христа. А если мы помним о ней, то не можем не молиться и не совершать добро. К этому нас призывает Бог, который нас, христиан, избрал. Рыба в воде должна питаться, дышать. Мы должны молиться, творить добро. Но ведь само по себе питание и жабры не помогут рыбе, если она попадет на сушу. Так и мы не можем без Божьей живительной благодати.  
 
 
<Вместо искренней молитвы Богу (личной), вы предлагаете послушать изглагольствования постороннего человека? Вместо милостыни — церковный сбор(налог и т.д.)?>
 
 
Тогда и Петра с Иаковом, которые ходили по церквам, и миссионеров, и любимого мною православного отцм Александра Кравченко тоже называйте разглагольствующими людьми. А если церковный сбор у нас в церкви идет на одежду и еду беспризорным детям на вокзалах, Вы тоже назовете это налогом? Мы слишком часто придираемся к именам. Кесарю кесарево, пусть Бог и рассудит.
 
 
<Но не вместе! У нас разные дороги, разные цели: я хочу спастись и унаследовать жизнь вечную, у вас же,- все предопределено. Подумайте сами. Мой путь к Православию был не самым легким, но, я считаю, иду правильной дорогой, так почему вы мне запрещаете сказать об этом другим. Такая позиция естественная для православного христианина. >
 
 
— Обидно, Александр. Я совсем не запрещаю Вам говорить, более того, я буду молиться, чтобы Вы как можно чаще говорили другим о том, как хотите спастись и унаследовать жизнь вечную. Ибо я верю, что так предопределил Бог.
 
 
< И зря Вы решили, что я осуждаю...Я переживаю>
 
- Спасибо. Я тоже люблю Вас как брат во Христе, да пребудет с Вами Бог. Простите, если где-то слова мои звучат невежливо. Мир Вам :-)
 
 
Сергей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]