[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Алексей Чумаков 09:10:44 13/03/2001
в ответ на:
Re (8): Другое возражение, отправлено
Александр Иванов 06:54:35 13/03/2001
>>> «Воображение Распятого Христа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. — Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно... Это можно...» >> >> И что? Вспомогательный способ какому-то конкретному лицу в конкретной ситуации удерживать ум от блуждания. > > А то, что этот «способ», популярный на Западе, категорически запрещен восточными святыми отцами как крайне опасный. И св. Феофану, переводчику массы творений Св. Отцов на русский это было неведомо? Что-то тут не сходится. >> Есть всякие впоможения, и дыхательного типа, и поклоны, и коленопреклонения, и воспоминания о смерти и прочее все это можно довести до крайности и потом эти крайности обличить. > > Можно все что угодно довести до крайности, но какое это имеет отношение к нашей теме? Перечисленные вспоможения нельзя сравнивать с т.н. «визуализацией», их употребление освящено Церковью. Ум нужно заключать в слова молитвы, а не предаваться визуальным мечтаниям. Так учат святые отцы. Воспроминания Евангельских событий не есть молитва. Поэтому и критика основанная на том, что при молитве недопустим антропоморфизм и воображение «бога» и всякие фантазии мимо цели. Не о том речь: а о том, что делать когда внимание в молитве рассеивается, как снова зажечь огонь. Иными словами если кто стоит на молитве да спит, или умом отходит на страну далече вспомни о Том, кому молишься. >> Опять таки, пример нашего богослужения там чего только образно не воображается, да еще по многу раз. > > Если кому что и воображается на богослужении, то надо безжалостно отсекать эти помыслы, сосредотачиваясь на молитве. Символика богослужения ничего общего с «умным воображением» не имеет. Не понятно. В богослужении мы детально вспоминаем массу ветхозаветных и новозаветных событий, по нескольку раз более того, представляем их «в лицах». Не все, что происходит на богослужении есть молитва - хотя всё что происходит, должно ею быть проникнуто. Тут нет противоречия. Впрочем, я пристрастен в этом споре. Уважаю обоих святителей, но ближе мне Феофан.
Ответы и комментарии: