Отправлено Алексей Чумаков 09:10:44 13/03/2001в ответ на: Re (8): Другое возражение, отправлено Александр Иванов 06:54:35 13/03/2001>>> «Воображение Распятого Христа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. — Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно... Это можно...» >> >> И что? Вспомогательный способ какому-то конкретному лицу в конкретной ситуации удерживать ум от блуждания. > > А то, что этот «способ», популярный на Западе, категорически запрещен восточными святыми отцами как крайне опасный. И св. Феофану, переводчику массы творений Св. Отцов на русский это было неведомо? Что-то тут не сходится. >> Есть всякие впоможения, и дыхательного типа, и поклоны, и коленопреклонения, и воспоминания о смерти и прочее все это можно довести до крайности и потом эти крайности обличить. > > Можно все что угодно довести до крайности, но какое это имеет отношение к нашей теме? Перечисленные вспоможения нельзя сравнивать с т.н. «визуализацией», их употребление освящено Церковью. Ум нужно заключать в слова молитвы, а не предаваться визуальным мечтаниям. Так учат святые отцы. Воспроминания Евангельских событий не есть молитва. Поэтому и критика основанная на том, что при молитве недопустим антропоморфизм и воображение «бога» и всякие фантазии мимо цели. Не о том речь: а о том, что делать когда внимание в молитве рассеивается, как снова зажечь огонь. Иными словами если кто стоит на молитве да спит, или умом отходит на страну далече вспомни о Том, кому молишься. >> Опять таки, пример нашего богослужения там чего только образно не воображается, да еще по многу раз. > > Если кому что и воображается на богослужении, то надо безжалостно отсекать эти помыслы, сосредотачиваясь на молитве. Символика богослужения ничего общего с «умным воображением» не имеет. Не понятно. В богослужении мы детально вспоминаем массу ветхозаветных и новозаветных событий, по нескольку раз более того, представляем их «в лицах». Не все, что происходит на богослужении есть молитва - хотя всё что происходит, должно ею быть проникнуто. Тут нет противоречия. Впрочем, я пристрастен в этом споре. Уважаю обоих святителей, но ближе мне Феофан.
- Re (10): Закончим? Александр Иванов 09:19:04 13.03.2001 (7)
- О воображении partizan 10:59:55 13.03.2001 (6)
- Re: О воображении C 20:34:47 14.03.2001 (0)
- Re: О воображении Animator2 07:02:03 14.03.2001 (0)
- Молитва и иконопочитание Евгений 16:36:18 13.03.2001 (1)
- Молитва и Имя Божие partizan 17:59:31 13.03.2001 (0)
- Действительно, интересно Александр Иванов 11:11:20 13.03.2001 (1)
- Навскидку partizan 13:40:23 13.03.2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]