Re (9): Другое возражение


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 09:10:44 13/03/2001
в ответ на: Re (8): Другое возражение, отправлено Александр Иванов 06:54:35 13/03/2001
 
>>> «Воображение Распятого Христа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. — Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно... Это можно...»
 
>>
 
>> И что? Вспомогательный способ какому-то конкретному лицу в конкретной  ситуации удерживать ум от блуждания.
 
>
 
> А то, что этот «способ», популярный на Западе, категорически запрещен восточными святыми отцами как крайне опасный.
 
 
И св. Феофану, переводчику массы творений Св. Отцов на русский — это было неведомо? Что-то тут не сходится.
 
 
>> Есть всякие впоможения, и дыхательного типа, и поклоны, и коленопреклонения, и воспоминания о смерти и прочее — все это можно довести до крайности и потом эти крайности обличить.
 
>
 
> Можно все что угодно довести до крайности, но какое это имеет отношение к нашей теме? Перечисленные вспоможения нельзя сравнивать с т.н. «визуализацией», их употребление освящено Церковью. Ум нужно заключать в слова молитвы, а не предаваться визуальным мечтаниям. Так учат святые отцы.
 
 
Воспроминания Евангельских событий не есть молитва. Поэтому и критика основанная на том, что при молитве недопустим антропоморфизм и воображение «бога» и всякие фантазии — мимо цели. Не о том речь: а о том, что делать когда внимание в молитве рассеивается, как снова зажечь огонь. Иными словами — если кто стоит на молитве да спит, или умом отходит на страну далече — вспомни о Том, кому молишься.
 
 
>> Опять таки, пример нашего богослужения — там чего только образно не воображается, да еще по многу раз.
 
>
 
> Если кому что и воображается на богослужении, то надо безжалостно отсекать эти помыслы, сосредотачиваясь на молитве. Символика богослужения ничего общего с «умным воображением» не имеет.
 
 
Не понятно. В богослужении мы детально вспоминаем массу ветхозаветных и новозаветных событий, по нескольку раз — более того, представляем их «в лицах». Не все, что происходит на богослужении есть молитва  - хотя всё что происходит, должно ею быть проникнуто. Тут нет противоречия.
 
Впрочем, я пристрастен в этом споре. Уважаю обоих святителей, но ближе мне Феофан.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]