Отправлено partizan 14:04:53 13/03/2001в ответ на: Действительно, интересно, отправлено Александр Иванов 11:16:51 13/03/2001>> Но в чем Алексей безусловно прав, так это в том, что свт. Феофан знал об этом запрете лучше нас и наверняка не игнорировал. Так что возвращаю Вам «я могу поискать святоотеческие высказывания о запрете »умного воображения" у свт. Феофана Затворника, но тут нужно время, нужно будет запастись терпением". > > Интересно, где у свт. Феофана встречаются такие запреты? Наверняка он не мог обойти эту тему в письмах или поучениях. Нахождение запрета сразу бы опрокинуло все мои доводы :-)) Не совсем запреты, но: Вот откыл 4 том писем. Ищу по оглавлению первое попавшееся про иисусову молитву. Нахожу письмо N 704. «... В действии молитвы сей не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом... ...сознание ока Божия...не должно иметь никакого образа, а все должно состоять в одном простом убеждении, или чувстве.» Или N 706. «В молитве надо освобождаться от всех образов, утверждаясь.. в сознании присутствия Божия в сердце, безвидного». Да вот и Ваша цитата (ну почти дословно)! Из письма N 706! «Представлять Христа Спасителя распятого, или как вы проходите всю жизнь Его и молитесь Ему соответственно воспоминаниям, ничего...» Очень похоже на: >«Воображение Распятого Христа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. — Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно... Это можно...» Однико, что святитель имеет ввиду? Смотрим: «При размышлении о делах Божьих образы не мешают; только существо Божие в образ облекать, и под сим образом Ему молиться не слудует.» «Надо душу питать истинами, назначит каждый день свое время для молитвенного углубления в христианские таинства. Хорошо это делать утром. Разверните Евангелие...» (далее речь идет именно о воспоминании, а не о молитве образу в воображении.) И называет это святитель не собственно молитвой, а «спасительное богомыслие». Вот наверное так. Хотя это мне случайные два письма попались, если серьезно исследовать можно и лучше, наверняка, понять мысль святителя, что предлагаю поручить возлюбленному Алексею для вящей пользы читающих. Андрей