Навскидку


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 14:04:53 13/03/2001
в ответ на: Действительно, интересно, отправлено Александр Иванов 11:16:51 13/03/2001
 
>> Но в чем Алексей безусловно прав, так это в том, что свт. Феофан знал об этом запрете лучше нас и наверняка не игнорировал. Так что возвращаю Вам «я могу поискать святоотеческие высказывания о запрете »умного воображения" у свт. Феофана Затворника, но тут нужно время, нужно будет запастись терпением".
 
>
 
> Интересно, где у свт. Феофана встречаются такие запреты? Наверняка он не мог обойти эту тему в письмах или поучениях. Нахождение запрета сразу бы опрокинуло все мои доводы :-))
 
 
Не совсем запреты, но:
 
 
Вот откыл 4 том писем. Ищу по оглавлению первое попавшееся про иисусову молитву. Нахожу письмо N 704.
 
«... В действии молитвы сей не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом... ...сознание ока Божия...не должно иметь никакого образа, а все должно состоять в одном простом убеждении, или чувстве.»
 
 
Или N 706.
 
«В молитве надо освобождаться от всех образов, утверждаясь.. в сознании присутствия Божия в сердце, безвидного».
 
 
Да вот и Ваша цитата (ну почти дословно)!
 
Из письма N 706!
 
«Представлять Христа Спасителя распятого, — или как вы проходите всю жизнь Его и молитесь Ему соответственно воспоминаниям, — ничего...»
 
 
Очень похоже на:
 
>«Воображение Распятого Христа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. — Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно... Это можно...»  
 
 
Однико, что святитель имеет ввиду? Смотрим:
 
«При размышлении о делах Божьих образы не мешают; только существо Божие в образ облекать, и под сим образом Ему молиться — не слудует.»
 
«Надо душу питать истинами, назначит каждый день свое время для молитвенного углубления в христианские таинства. Хорошо это делать утром. Разверните Евангелие...» (далее речь идет именно о воспоминании, а не о молитве образу в воображении.)
 
И называет это святитель не собственно молитвой, а «спасительное богомыслие».
 
 
Вот наверное так. Хотя это мне случайные два письма попались, если серьезно исследовать можно и лучше, наверняка, понять мысль святителя, что предлагаю поручить возлюбленному Алексею для вящей пользы читающих.
 
 
Андрей
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]