Молитва и иконопочитание


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 16:37:32 13/03/2001
в ответ на: О воображении, отправлено partizan 11:10:04 13/03/2001
 
>От преп. Иоанна Лествичника через преп. Исихия и Феофила Синайских, перп. Симеона НБ, Григория Синаита со ученики, Нила Сорского, Паисия Величковского до свт. Игнатия. Запрет этот есть у всех и цитировать , наверное, нет смысла — это все признаЮт.
 
>Но в чем Алексей безусловно прав, так это в том, что свт. Феофан знал об этом запрете лучше нас и наверняка не игнорировал. Так что возвращаю Вам «я могу поискать святоотеческие высказывания о запрете »умного воображения" у свт. Феофана Затворника, но тут нужно время, нужно будет запастись терпением".
 
>Наверное мы (и я в том числе) неправильно интерпретируем его слова или не знаем всех обстоятельств адресата письма, хотя вполне можно предложить удовлетворительное объяснение.
 
 
Да нет, здесь все правильно, если считать подобную деятельность не молитвой, а благочестивым размышлением в «свободное от молитвы время», подготавливающим и собирающим ум для предстоящей молитвы.
 
 
Здесь дело обстоит так же, как и с иконопочитанием. Иконный образ, или «характир» (греч.) иконы, сам по себе не свят. Икона освящается надписанием имени (см. по этому поводу учение препп. Иоанна Дамаскина, Никифора Исповедника, Феодора Студита и 7-го Вселенского собора). Иконный образ носит лишь мистико-познавательную функцию, а реальное отношение к Богу заключено в ее надписании. Так в православии. У латинян же икона не содержит никакой реальности Божества, икона у них выполняет чисто номинальную познавательную функцию (см. по этому поводу учение Тридентского собора). Таковой же надо признать и молитву тех, кто молится, как они, при помощи воображения. Такая молитва не имеет отношения к Богу, в нет и не может быть благодатных даров, она может выполнять лишь познавательную функцию, если не сопряжена с прелестью.
 
 
В православии же христианин, нося в себе Имя Божие, сам является Его иконой. Благодатным отношением ее к Богу является как можно более частое призывание им Имени Божия, а «характиром» — его благочестивые размышления в иное время или во время службы, что отражается и на его внешнем облике. Таинственная же его связь с Богом не видна никому и известна только Ему. Как пишет преп. Иоанн Лествичник: «Кто познал ум Господень?— Я же скажу: Кто познал ум безмолвствующего телом и духом?».
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]