Re: Время и пространство


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 10:19:51 18/03/2001
в ответ на: Время и пространство, отправлено Taras Tikhomirov 18:54:47 16/03/2001
 
>>>В безпространственном состоянии нет и времени.
 
>>
 
>> Дело в том что это совершенно не обязательно так. Время есть свойство всего Творения, т.е. и материального и духовного миров. Это Бог вневременен, но не Его творения — пусть и безтелесные. Пока есть наш мир, есть и время.
 
>
 
> На основании того, что нам Божественным откровением все-таки открыто и позволено изучить через науку, мы все же можем сделать вывод, что для духовной реальности время совершенно безотносительно.
 
 
Тут я не соглашусь. Среди св. Отцов не было единого мнения по поводу временности или вневременности духовного мира. Например, св. Василий Великий считал что время создано как своебразная среда для вещественного мира, как преемство и смена. «Время есть продолжение спротяженное состоянию мира», причем он считал что ангелов Бог сотворилдо сотворения мира, и что ангелы «не терпят изменения». Но это не единственное мнение — например, св. Григорий Нисский писал о том что «природа ангелов некоторым образом непрестанно созидается, изменяясь вследствие приращения благ в большее...», и таким образом, не исключал духовного мира из среды времени.
 
Более того, в Писании есть места где есть указания на подверженность ангельского мира времени — например, когда архангел Михаил говорит что он замедлил на три недели из-за того что была война.
 
Иными словами, некоторые считают что время принадежит вещественному миру, и не принадлежит духовному (что довольно очевидно есть типичный греческий философский взгляд). Другие же считают, что из времени есть только одно изъятие — Нетварность, а нетварен только один Бог.
 
Кроме того, после воскресения и суда будет «новая земля и новое небо». В другом месте Христос говорил что после воскресения люди будут «как ангелы на небеси». А воскресение будет телесным (т.е. «требующим времени», как и земля — пусть и новая). Остается заключить что время все-таки будет, и что ангелы ему также подлежат.
 
Есть и третья точка зрения, что «чем ближе к Богу, тем вневременней».
 
Это наверное самое правильное, хотя бы потому что позволяет разрешить некоторые проблемы тех других подходов.
 
 
> Возможность ощутить время безтелесным творениям Божиим и реализуется только через человеческую сущность, т.е. через нераздельный союз души и тела человека ныне и присно и вовеки веков.
 
 
Вот это весьма спорное утверждение.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]