Отправлено sirina 09:28:05 28/03/2001в ответ на: Re (3): Вера и наука психология, отправлено kashtanka 02:21:53 28/03/2001Каштанке (с уважением): стирайте, пожалуйста, в ответе весь лишний текст, очень трудно разобрать, где чьи высказывания. Спаси господи! Рассуждая о разнице современной научной и святоотеческой психологии, аскетический писатель ХХ века епископ Варнава (Беляев) замечает следующее: «Всякий, изучивший психологию научную (мирскую), желая приступить к изучению психологии святоотеческой, должен быть готовым встретить между ними большую разницу. Ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и изучают только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психологических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость их миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которое их держит наподобие каторжника, прикованного по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае разными »авторитетами" и «духом времени», не дают им возможность увидеть и поверить, что существует, кроме затхлой атмосферы их аудиторий экспериментальных институтов и кабинетов, еще другая жизнь, где свобода духовной мысли, сияние вечного дня, благоухание небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо. А святоотеческая психология динамична, в высшей степени живая, рассматривает дело в широком масштабе приснодвижущегося духа духа, разорвавшего путы и оковы мира, борющегося со своими и его страстями и перешедшего грань материализма. Психология научная страдает поразительной бедностью мыслей, выводов. Все «открытия» ее толчея на одном месте, разные повороты вокруг того же самого столба. Под вычурными терминами, производящими впечатление только на мало- и полуграмотных людей, скрывается полное убожество содержания. Ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник. Даже движение собственных страстей, гордости, тщеславия, неверия, плотоугодия и проч. ими не изучаются, а уж, кажется, что бы проще и чего бы ближе этого было к ним. А психология святоотеческая это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Вхождение в изучение святоотеческой психологии это вхождение в необозримое и бездонное море духовных откровений и осияний". (еп. Варнава, «Основы искусства святости» Нижний Новгород, 1995, Т.2). >> Сейчас существует огромное количество верующих психологов Огромное количество? Но будем оптимистами: отрадное в отечественной психологии все же есть. Кто получает рассылку «Православное обозрение», тот в № 67 мог прочесть о выходе книги «Происхождение человечности» В.Д. Шадрикова, академика РАО, доктора психологических наук; к тому же первого заместителя министра образования. В книге есть глава, целиком посвященная религиозному пониманию духовности. Понятия «душевный», «духовный», «плод духа» там даны. Писал явно православный.
- Re: Могут ли помочь психологи? kashtanka 20:30:25 28.03.2001 (1)
- Верующие психологи и душепопечение sirina 11:00:51 29.03.2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]