Могут ли помочь психологи?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено sirina 09:28:05 28/03/2001
в ответ на: Re (3): Вера и наука психология, отправлено kashtanka 02:21:53 28/03/2001
 
Каштанке (с уважением): стирайте, пожалуйста, в ответе весь лишний текст, очень трудно разобрать, где чьи высказывания. Спаси господи!
 
 
 
Рассуждая о разнице современной научной и святоотеческой психологии, аскетический писатель ХХ века епископ Варнава (Беляев) замечает следующее:
 
«Всякий, изучивший психологию научную (мирскую), желая приступить к изучению психологии святоотеческой, должен быть готовым встретить между ними большую разницу. Ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и изучают только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психологических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость их миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которое их держит наподобие каторжника, прикованного по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае разными »авторитетами" и «духом времени», не дают им возможность увидеть и поверить, что существует, кроме затхлой атмосферы их аудиторий экспериментальных институтов и кабинетов, еще другая жизнь, где — свобода духовной мысли, сияние вечного дня, благоухание небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо. А святоотеческая психология — динамична, в высшей степени живая, рассматривает дело в широком масштабе приснодвижущегося духа — духа, разорвавшего путы и оковы мира, борющегося со своими и его страстями и перешедшего грань материализма.
 
Психология научная страдает поразительной бедностью мыслей, выводов. Все «открытия» ее — толчея на одном месте, разные повороты вокруг того же самого столба. Под вычурными терминами, производящими впечатление только на мало- и полуграмотных людей, скрывается полное убожество содержания. Ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник. Даже движение собственных страстей, гордости, тщеславия, неверия, плотоугодия и проч. ими не изучаются, а уж, кажется, что бы проще и чего бы ближе этого было к ним.
 
А психология святоотеческая — это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Вхождение в изучение святоотеческой психологии — это вхождение в необозримое и бездонное море духовных откровений и осияний". (еп. Варнава, «Основы искусства святости» Нижний Новгород, 1995, Т.2).
 
 
>> Сейчас существует огромное количество верующих психологов
 
 
Огромное количество?
 
 
Но будем оптимистами: отрадное в отечественной психологии все же есть. Кто получает рассылку «Православное обозрение», тот в № 67 мог прочесть о выходе книги «Происхождение человечности» В.Д. Шадрикова, академика РАО, доктора психологических наук; к тому же первого заместителя министра образования. В книге есть глава, целиком посвященная религиозному пониманию духовности. Понятия «душевный», «духовный», «плод духа» там даны. Писал явно православный.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]