Отправлено sirina 16:09:13 31/03/2001в ответ на: Re: Полумесяц с крестом, отправлено Синий Кот 18:10:11 30/03/2001> читал я, что полумесяц, попираемый крестом стал употребляться, как символ победы над татаро-монголами. > Естественно, на абсолютность высказывания не претендую. ССЫЛКИ НА ОПИСАНИЕ КРЕСТОВ В ИНЕТЕ: В книге История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. Москва: Альманах «Жизнь вечная», 1997г. 40 с. (http://www.librarium.orthodoxy.ru/cross/index.htm) дано описание крестов 36 разновидностей. Вот интересующий нас крест «накупольный» с полумесяцем: «Не удивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как »накупольники" расположены на самом видном месте. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году (рис. 36). Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году (рис. 37). Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, говорится в Откровении Иоанна Богослова, под ногами ее луна» (Апок. 12; 1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц это и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц это и корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом; полумесяц это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа." Из истории изображения креста...(http://coldmarg.boom.ru/index_rus2.htm): «...якорный крест с основание в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евевхаристическую чашу с Кровью Христовой, стекающей с креста. Подобные кресты венчают купола Благовещенского собора Московского Кремля.» ССЫЛКИ НА ВЫСКАЗЫВАНИЯ МИТРОПОЛИТОВ О КРИВОТОЛКАХ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ Отрывок из интервью с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом «Как строятся отношения между православием и исламом в России». «Независимая газета», 26.04.2000 (http://ftp.nns.ru/interv/int1396.html) «...Не касаясь выпадов экстремистов, присутствующих в любой религии, хотелось бы остановиться на критике со стороны ряда вполне известных и уважаемых муфтиев<...>. Они обвиняют Церковь в разжигании антимусульманских настроений, обращении мусульман в христианство, ставят ей в упрек »якорные" кресты, якобы символизирующие попрание полумесяца крестом, христианскую символику на паспортах нового образца..." Сайт «Соборность» + Православный интернет-журнал (http://www.sobor.ru/sermon.asp). Отрывок из проповеди Митрополита Иоанна (Вендланда) "Во имя Отца и Сына и Святого Духа! "Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника; Неплодящей же прежде Церкви ныне процвете древо Креста в державу и утверждение" (3 песнь канона Честному Кресту). Так Святая Церковь поэтически воспевает событие, описанное в книге Чисел, связывая его с Животворящим Крестом. За одну ночь жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:1-8). Теперь редко изображается полностью расцветший Крест Господень. Обычно он заменяется упрощением, которое ведет к кривотолкам, именно: под Крестом схематически изображается полумесяц; а кривотолк заключается в том, что полумесяц этот магометанский, поэтому получается, что Крест попирает магометанскую луну. Это вредное утверждение, ведущее к раздорам. Мы должны совершенно от него отказаться. ..."