Re: Женщина в церкви


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено _Olga_ 21:25:57 15/04/2001:

 
> Помогите найти ответ на вопрос: женщине во время очищения (кажется так это называется в церкви) нельзя только причащаться или вообще нельзя в Храм входить? И имеются ли из этого правила какие-либо исключения?
 
 
Уважаемая Светлана.
 
Увидела Ваш вопрос на страничке о А.Лоргуса, сдублирую ответ здесь.
 
 
Придя в храм, Вы нарушите следующие правила:
 
ПРАВИЛО в. (св.Дионисия, Послания канонические)
 
О женах находящихся в очищении позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, что оне аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии дерзнули или приступити к святой трапезе или коснутися тела и крови Христовых.
 
Ибо и жена имевшая дванадесятилетенее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися , поминати Господа не возбранно есть.
 
Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом.
 
 
 
Синопсис. Женщины, находящиеся в очищении, пусть удаляются и божественных храмов, и священных Таинств.
 
 
Славянская кормчая. Жены, суще в течении крове, в божественную церковь да не внидут, и Святых Таин да не причастятся.
 
 
 
НО...
 
 
Правило 1 св.Афанасия Великого. Из послания к Аммуну монаху
 
 
Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего не полезного или нечистого не сотворило Божие слово. Христово бо благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор.2,15). Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщения да отженем, и мысль простейших да утвердим.
 
Для чистых все чисто; нечистых же и совесть осквернится и все.(Тит 1,15).
 
Удивляюсь же ухищрениям диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, повидимому, помышления чистоты. Но действуемое иместь паче навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлещи подвижников от обычного и спасительного попечения, и в сем, как мнится ему, победити их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение как например, если бы кто восхотел поставити в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст? Можем мы сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по божественному писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оcкверненное? И если род Божий есть мы, по божественному писанию апостольских Деяний (Деян.17,28), то не имеем в себе ничего нечистого. (!)
 
Ибо тогда только мы оскверняемся, — когда грех, всякого смрада худший соделываем (!)
 
А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной. —- —
 
Может быть и врачи… в защищение сего скажут, что животному даны некие необходимые исходы для отложения излишества влаги, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы, и влажности из главы отделяющиеся и исходящие из чрева, также и оный избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, кагда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? (конец цитаты)
 
 
 
Толкование на Четвероевангелие св.Ефрема Сирина (Творения, т.8, гл.7, стр.100 — 118)
 
 
Хвала Тебе, Сын сокровенного Существа, ибо чрез тайныя скорби и язвы женщины, страдавшей кровотечением, было возвещено Твое врачевание и на женщине видимой было открыто людям Твое невидимое Божество (Мр.5,24-34; Лк.8, 42-48).
 
...
 
Но обрати внимание, что из многих подходивших к Господу была разыскиваема только одна, которая подошла.
 
...
 
Значит, кто телесно приступал к Нему, тот ощущал только телесное прикосновение, а кто духовно приходил к Нему, тот чпез прикосновение к человеческому естеству прикасался к неприкосновенному Божеству. Кто приходил к Нему, как к человеку, тот и ощутил в Нем прикосновение человеческого естества; а кто приходил к Нему, как к Богу, тот обрел в Нем сокровище врачевания скорбей своих.
 
...
 
Ибо когда, ожидая, обратил общее внимание на женщину, тогда как друзья Его, так и враги, увидевши ее, увидели, что это есть та самая женщина, которая докучала всем врачам, но и от всех врачей потерпела отягощение в своей болезни. Сила же, исшедшая от Него была послана и коснулась оскверненного чрева, так однако, что сама не подверглась осквернению. Точно также и Его Божество не было осквернено обитанием в освященном чреве, поелику дева и по закону и кроме закона более свята, чем та женщина, которая излишеством своей крови вызывала отвращение.
 
...
 
Итак, друзья Его человеческим естеством были утверждены в вере, ибо были научены, что как сила Его, коснувшаяся терзаемого болезнями чрева, для пользы его коснулась, так и Его Божество, обитавшее в человеческом естестве, соединилось с человечеством для пользы человечества. Но враги Его хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина , нечистая по закону, прикоснулась е Нему, и Он не отверг ея.
 
Те, кои лишали себя света, собственными руками закрывая себе глаза, не поняли, что та сила, которою очищаются нечистыя вещи, не может быть осквернена никакой нечистотой. Ибо, если огонь своею силою очищает золото и другие нечистыя вещи, не подвергаясь сам осквернению, то тем более сила Божества Христа очищает, не делаясь сама нечистою. Ведь огонь не нуждается в очищении и, действительно, ничто не может его осквернить.
 
И чистое и нечистое, если и разделено некоторым разстоянием, смешивается однако вместе одним дуновением ветра и достигающим до него сильным солнечным жаром, откуда открывается, что нет нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы (Т.е. если так называемые чистые и нечистые вещи, даже разделенные, под действием разных причин смешиваются вместе, то ясно, что нечистое не в природе вещей, а в свободе человека имеет свое начало — прим. ред.).
 
...
 
И если бы исцеленная женщина молча удалилась от Него, то Господь лишил бы ее венца геройского мужества; ибо вера, которая в этой сокровенной войне храбро боролась, должна была явно стать увенчанной. Посему голову ее украсил мысленным венцом, говоря: «иди в мире»; ибо мир есть веней ее победы. Но чтобы сделать ясным, где находится источник этого венца, добавил: «вера твоя спасла тебя».
 
Как женщина более других хотела почтить Его, — прежде всего тем, что подошла сзади, затем, что коснулась края одежды Его; так, надлежало так же, чтобы и эта женщина была почтена преимущественно перед прочими.
 
«Знаю, что некто прикоснулся ко Мне». Почему насильно не хотел указать народу на ту, которая прикоснулась к Нему? Потому, что хотел научить дерзновенности веры. Пусть научится вера похищать тайно и славиться своим хищением, поелику Господь явно научил верных хищению при помощи веры. Веру, которая похитила похвалою одобрил, дабы прославлялась своим хищением. Вера совершила хищение, и была возвеличена, хитростью захватила , и была похвалена, дабы открылось, что недостойная вера сделалась бедной, так как не похищала, и стыдом покрылась, поелику не брала насильно. Так и Рахиль, похитившая идолов, была похвалена и прилепившись к правде, увенчалась (Быт.31). Также Мелхола по своей справедливости скрыла Давида (1 Царств.19), и за свою хитрость призвана была к награде царства его.
 
Дивно слышать! в то время, как всякое хищение служит позором для хищника, хищение веры делает хищников достойными похвалы в глазах всех.
 
«Кто прикоснулся ко мне?» Господь сокровища искал похитителя Своего сокровища, дабы обличить и постыдить тех, кои не хотели похищать Его сокровищ, предложенных и оставленных для всех. Слабые верою наказаны были бедностью, сильные же в вере, дерзновенно требуя, пошли и поспешили тайно похитить.
 
...
 
Итак, сия сила изошла от полнаго славы Божества и исцелила оскверненное чрево, которое по закону было нечисто, дабы ясно было, что Божество никогда не отвращается от того, кому присуща вера.
 
Если к нечистоте, проистекающей из закона, присоединяется свободная вера, то она (нечистота — прим. ред.) , конечно отделяет и оскверняет, но вера освящает и соединяет, а воля совокупляет и изглаждает.
 
Хотя закон повелевает осквернившемуся отделяться, однако Илия по вере получил освящение, не как враг закона, а как приверженец закона. Не осмеливайся думать, что Илия отвергал закон, который повелевал пользоваться чистою пищей (Исх.11,1-24; Вт.14,4-21); ибо закон научил Илию, что пища не может сделать нечистым. Илия не был противником закона, и закон не оказался противоборствующим своему Законодателю. Илия знал немощность закона (ср.Рим.8,3),и потому не поступал, как немощный по закону . Закон знал волю Законодателя, и потому, согласно Его воле, разрешил и связал. Ибо хотя Илия принимал пищу от нечистаго ворона (3 Ц.17.2-6), однако твердо сохранил все то, что принял из уст Божиих; отцы же их, хотя получали питье в пустыне из чистых уст скалы (Исх.17,1-7), однако не хотели сохранить того, что принимали из усто Божьих. Хотя Илия свято питался припомощи нечистого ворона, однако потом духовно был напитан святым Божеством, а отцы их, хотя манною небесною питали свои тела, однако ум свой напитали поклонением телице (Исх. 32, 1-6).
 
...
 
Он плоть от людей принял, дабы люди могли возвыситься до Его Божества, и явил Божество, чтобы не унижалось Его человечество.
 
Руки жены грешницы обняли ноги Его, чтобы получит дар благодати от Божества Его. Итак, Господь показал свок человечество, дабы жена грешница могла подойти к Нему, и в то же время показал Свое Божество, чтобы обличить фарисея (Лк.7.36-50).
 
...
 
От одного безчестия проистекали эти страдания, коими многие поставлены были в безчестие. Имя одно Врача прославлено было болезнью, которая по причине множества призываемых на помощь врачей долго и повсюду безславилась.
 
...
 
Гибельное истечение в чреве женщины осушил и поток проповеди о возвращении здоровья в устах ея открыл. Она прикоснулась к Божеству Его, и от него получила здоровье.
 
...
 
Писание говорит: «в страхе и трепете прикоснулась к краю одежды Его», то тем более надлежит нам в страхе и трепете принимать, когда прикасаемся к Телу и Крови Его, составляющим залог нашей жизни.  (конец цитаты)
 
 
Сравнивайте... и выбирайте.
 
 
Выбирать все равно придется. В каждом храме правила разные. В один нельзя входить вообще, в другой можно и входить и причащаться. Это зависит от священника.
 
 
А Ваше отношение Вы должны определить сами, согласуясь с Евангелием:)
 
 
 
 
Ольга.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]