Re (3): ИМЯСЛАВИЕ


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 17:31:18 18/04/2001
в ответ на: Re (2): ИМЯСЛАВИЕ, отправлено Алексей Чумаков 04:47:42 18/04/2001
 
>Мне, однако, не совсем понятен акцент именно на имене и образе, возможно это неверное восприятие, но не понятно почему именно написание имени на иконе ее освящает — а не то обстоятельство, что на иконе изображен Богочеловек или обоженный человек? Какое-то тут чудится мне «двоение» — молимся -то мы самому Христу, а не Его образу или имени(что, впрочем, по имяславцам — одно и то же — сам Бог)? И благодать также подает Он — да, через молитву, и иногда — через молитву перед образом (можно сказать — через образ, относительное поклонение, почитание «восходит к первообразу»). Но усиленный акцент на образе и имени — не смещает ли акцент с Первообраза на образ?
 
>все-же какое-то двоение ощущается.
 
 
Ощущение верное. Речь должна идти даже не об «удвоении», а об «умножении» Бога в творении. Термин типично паламитский: непонимание имяславия (и иконопочитания) во все времена было связано именно с непониманием паламизма, в частности, и этой специфической стороны этого учения.
 
Для начала приведу отрывок из книги Мейендорфа о Паламе, глава «Богословие бытия. Сущность и энергия».
 
 
**
 
“Умножение” Неделимого. В ходе своей полемики с Акиндином учитель безмолвия
 
пришел к окончательной формулировке своего богословского учения, основанной на
 
тройном различии: “Три реальности принадлежат Богу, — пишет он, — сущность,
 
энергия, Троица Божественных ипостасей.” Мы видели, что личная — триипостасная —
 
природа Божества представляет собой простоту, тогда как сущность и энергии
 
обозначают антиномичные полюса Непостижимого, открывающего Себя, умножающейся
 
Единицы, единственного Существующего, Который дает тварям причаститься Его
 
бытия. Эти различия необходимы учителю безмолвия, чтобы показать, “каким образом
 
Бог, отчасти вмещаемый тварями, всецелый причаствуется же и вмещается”, не
 
разделяясь, ибо “Благость не есть часть Бога, а Премудрость — другая, а Величие
 
или Провидение — еще одна часть, но Он весь целиком есть Благость, весь целиком
 
- Премудрость, весь целиком — Провидение и весь целиком — Величие; ибо, будучи
 
един, Он не разделяется, но весь обладает как свойством каждой из этих энергий и
 
являет Себя всецелый, присутствуя и действуя в каждой единенным, простым и
 
нераздельным образом”. По мнению св. Григория Паламы, возможно и оправданно
 
рассматривать Божественную сущность как Благость, Премудрость, Величие, но,
 
поскольку эта сущность недоступна для причастия, эти наименования фактически
 
будут относиться к ней одной и обозначать одно и то же; а мы, действительно,
 
отмечаем, что Бог есть также и “источник” Благости, Премудрости и реального
 
обожения: это — Его бытийные проявления или энергии. “Одним словом, — заключает
 
св. Григорий, — нам нужно искать Бога, Который бы так или иначе был доступен для
 
причастия, чтобы, причаствуясь Ему, каждый из нас получил, свойственным ему
 
образом и в меру причастия, бытие, жизнь и обожение”.
 
Любое присутствие и любое реальное действие Бога во множественном мире
 
предполагают Божественное существование, которое “умножается”. Св. Григорий
 
Палама прибегает к выражению, которым часто пользовался св. Максим, когда
 
говорит об “умножении Бога”. Он пишет: “Итак, есть нечто среднее между тварями и
 
непричаствуемой пресущественностью оной, [и] не одно только, но и множество, и
 
столько же, сколько и причащающегося. Сие же, сиречь, среднее оное, [существует]
 
не само по себе  - ибо это силы пресущественности оныя, уединенно и единенно
 
развивающие и свивающие все множество причастников[XVIII], ради которого
 
(множества) Она, по происхождениям [XIX] умножаемая и причаствуемая всеми
 
[причастниками], неисходно держится непричаствуемости и единства.” В этом
 
отношении можно также сказать, что Бог обладает полнотой, будучи по сущности
 
превыше полноты(33). Различие между Божественной сущностью и энергиями, проявляющееся, в
 
частности, в “множественном” существовании Бога в мире, особенно важно для
 
понимания концепции творения св. Григория Паламы.
 
****
 
Иначе говоря, в иконах, именах, вообще, священных предметах действует Сам Бог. Икон, имен и пр. много, но Бог, действующий в них, один. Бог, действующий в каждой иконе, действует в ней во всей Своей полноте. Энергия Божия не «низшая божественность» и не тварь, а Сам Бог действующий. Это (паламитское учение) и дает нам основание называть икону (и Отцы называют) и имя Самим Богом по одинаковому с Ним действию. Икон много, поэтому и возникает впечатление «множественности» Бога, но Бог «умножается», оставаясь всегда простым, одним и тем же. В этом состоит тайна Воплощения, когда Сын Божий стал Сыном Девы, оставшись без изменения. В этом состоит тайна будущего века, когда Бог «будет все во всем», соединившись со Своим творением и оставшись неизменным. Церковь уже сейчас, двигаясь от Воплощения ко Второму Пришествию Христову, осуществляет эту тайну будущего века, подвергая обожению находящиеся внутри нее предметы. Каково свойство этого обожения? Материал предмета (дерево и краски иконы) остается без изменения, но в него (предмет) воипостазируются божественные энергии, составляя в нем как бы вторую природу (но это не природа, а энергии), которую мы познаем по одинаковому с Богом действию, способности к чудотворению, богообщению и пр. Свт. Григорий Палама определяет благодать обожения как
 
 
“Свет, открывающийся в таинственном озарении и ведомый лишь достойным, ипостасный, но не потому что у него собственная ипостась, а потому что Дух посылает эту жизнь в “ипостась иного”, где она и созерцается. Таково и есть, в собственном смысле, воипостасное созерцаемое и не само по себе и не в сущности, но в ипостаси” (Триады, 3, 1, 9).
 
 
Таков и Свет, открывающийся в иконе и в Имени Божием. Есть ли опасность, что все мы, не видя Света и излишне сосредоточившись на имени и на образе самих по себе, впадем в что-то вроде идолопоклонства? Опасность есть всегда, но она не служит оправданием для перетолковывания истины. Как пишет преп. Максим Исповедник:
 
 
«Много нас говорящих, но мало делающих. Но никто не должен искажать слово Божие в угоду своей беспечности, а лучше исповедать свою немощь, не скрывая истины Божией, дабы вместе с преступлением заповедей не сделаться повинными еще в перетолковании слова Божия» (О любви IV, 85).
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]