Комментарий


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Юрий Аммосов 02:13:23 23/04/2001
в ответ на: Прошу комментариев, отправлено Anton 23:25:41 22/04/2001:

 
>>Так вот: термин «прелесть» оформляется не ранее 4 в. (а разитие
 
>>этого понятия происходит куда позже) в монашеской среде. Это понятие
 
>>понадобилось именно тогда, когда стали складываться различные
 
>>мистико-аскетические школы, каждой из которых надо было поддерживать
 
>>чистоту СВОЕЙ техники молитвы и аскезы от возможного влияния других
 
>>школ. Вот именно в их среде всё иное объявлялось прелестью.
 
>>Всё это имеет полное право на существование. Беда лишь в том, что в
 
>>византийском христианстве утвердилась монополия одной школы, а всё
 
>>остальное стало считаться прелестью.
 
 
Ну это просто полное непонимание термина «прелесть»...
 
 
>>Но произошла и другая, куда более серьезная трансформация. В силу
 
>>установления в эпоху зрелого средневековья диктата монашества в
 
>>Церкви (этот процесс шел и на Западе, но не так круто проявился в
 
>>рассматриваемом аспекте), аскетика (к тому же, в лице одной только
 
>>своей школы) полностью вытеснила все другие сферы приложения
 
>>христианства (путь мирянина, скажем, был вообще забыт: идеалом
 
>>мирянина стала имитация монашества в миру). Христианство как таковое
 
>>и выкристализовавшаяся на Востоке христианского мира аскетика стали
 
>>попросту отождествляться.
 
 
Слишком сильное обобщение реального опыта ряда исторических периодов. Начнем с того, что практическая аскетика «Домостроя» и аскетика Брянчанинова — вещи сугубо разные и даже разного происхождения. Брянчанинов черпал отнюдь не из российских, а скорее из греческих источников (Афон, верятно). В сущности, в 18 — 1 пол 19 в. этой «мирской аскетики» и следа не сыщещь. Как и «засилия монашества», впрочем. Когда это последнее у нас точно было, я и вовсе затрудняюсь сказать. Засилие Филарета помню, засилие Никона помню, засилие Прокоповича помню, засилие Синода помню — а вот засилие монашества? Однако, не помню. Однако, чукча тогда не жил.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]