Про энергии. Краткий курс паламизма.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 10:26:02 24/04/2001
в ответ на: о Паламе., отправлено Фамарь 01:25:11 24/04/2001
 
> Вы уж простите меня, нЕуча... У Паламы Энергии — это то же, что и Свет или что-то другое?
 
 
1. Любой объект описывается триадой сущность-сила-действие.
 
Про сущность мы можем сказать только то, что «она есть», то есть существует. Сила — потенциальные возможности. Действие(оно же «энергия») — актуальные свойства объекта. То есть: все наблюдаемые свойства любого объекта называют «энергиями».
 
Например: материальные объекты имеют свойство отражать свет. Способность отражать свет — энергия. Или камни — «твердые». Твердость — энергия.
 
2. Очевидно, что для того, чтобы узнать, что «что-то» существует, надо как-то воспринять это «что-то». Но сама наша возможность восприятия чего-либо (света, звука и т.д.) — это наша энергия.
 
Итак какой-то объект обладает энергиями (иначе он не существует для нас) и мы обладаем энергиями. Процесс восприятия, таким образом, есть «взаимодействие энергий» или, «перихоресис».
 
Тут надо сделать замечание. Узнать, что что-то существует можно и другим способом. Мы можем воспринимать ведь не только сам объект, но и результаты его действия (или действия его энергий — это одно и то же) на другие объекты.
 
3. Во время оно на просвещенном западе в результате осмысления (неверного) того факта, что сущность Бога транциндента миру (то есть никак с ним не связана) и, следовательно, Бог в сущности своей не познаваем появился т.н. «гуманизм», то есть такая «философия-идеология», которая учила: заниматься надо не познанием Бога (Он все равно не познаваем), а человеками. А Бога можно познавать, занимаясь только познанием Его творения, то есть наукой. Ну и дальше со всеми последствиями...
 
4. Однако, в Константинополе и на Святой горе были монахи, который утверждали, что возможно «непосредственное» познание (восприятие) Бога, несмотря на то, что сущность Его миру транциндентна. Причем, он говорили, что сущность Творца познать нельзя, но актуальные свойства Его человек воспринимать может и должен. Только этому надо долго «учиться». И это есть «наука из наук».
 
5. Далее возник спор между Варлаамом и Акиндиным с одной стороны и свт. Григорием Паламой с другой. Святитель изложив по-сути все святоотеческое учение о Боге и человеке показал, что человек может воспринимать свойства Бога. (Свойства, напомню, это и есть энергии)
 
Раз Бог нетварен, то свойства Его очевидно также нетварны.
 
Наиболее ярким из таких свойст Бога является Его Свет, который, в частности, видели апостолы на Фаворе. Темже светом был ослеплен ап. Павел. Тем же просияло лицо первомученика Стефана и т.д.
 
Свойства любого объекта неотделимы от самого объекта (этого требует здравый смысл, по меньшей мере:)). Таким образом Фаворский Свет, являясь энергией Троицы есть Сам Бог. Не в смысле самой сущности Бога, а в смысле того, что он не может принадлежать кому-то еще и является нетварным, принадлежащим Богу по природе. Свет, который «видят» исихасты, нетварный, вечный, пристносущий, а значит этот Свет — Сам Бог.
 
Вывод: между человеком и Богом может не быть некоего «тварного посредника», некой «тварной субстанции» для восприятия друг друга.
 
То есть посредник есть — это собственно сам мiр, который является творением Бога и черег него мы познаем Творца. Но есть и другой, совершенный путь — путь непосредственного созерцания Света Троицы в сердце человека.
 
 
С уважением,
 
Андрей
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]