[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Евгений Кадосов 01:04:22 25/04/2001
в ответ на:
Re (4): Кочетковцы и ересь, отправлено
Евгений 16:47:38 24/04/2001
Лосева я читал и не только «Диалектику мифа», но и другие его работы. В то время как в первом сообщении Вы утверждали: Оказывается, евангельские чудеса — это мифы (у о. Г.К. Е.К.), и их не нужно понимать буквально. . Когда я Вам сказал, что философское понятие мифа не означает выдумки или сказки, Вы недоуменно попросили меня дать ссылки на «современное философское понятие мифа». Теперь же выясняется, что с тем фактом, что под «мифом» в философской литературе далеко не обязательно подразумевается «вымысел», Вы прекрасно знакомы, и даже читали соответствующую литературу. Что же, спасибо за признание. Теперь Вам осталось сделать достойный честного человека шаг и признать, что Ваш вывод, будто свящ. Г.К., говоря о «мифологичности» имеет в виду именно недостоверность и вымышленность, был заведомо недобросовестным. Ну как, отпадает этот пункт обвинений? Философские воззрения Лосева неоплатонизм и никакого отношения к православию не имеют. Такие же как у него воззрения (как и вообще неоплатонизм) были осуждены у Иоанна Итала и Михаила Пселла на Соборе в 1082 г. при Алексее I Комнине (Пселл, правда, избежал осуждения, так как во время покаялся). Вы, по-прежнему, продолжаете в оправдание одного еретика ссылаться на другого . Очень любопытно. В таком случае, не могли бы конкретно указать, какие утверждения Лосева попадают под анафемы собора 1082 года? Очень интересно было узнать, что почитаемый даже в ПСТБИ Лосев еретик. Если под «Духом Божиим» из первой главы Книги Бытия Кочетковым подразумевается безличностная энергия, то каким же это образом «безличностная энергия» «носилась над водами»? А если считать под «Духом Божиим» Третью Ипостась, то каким образом могла Божественная Ипостась «носиться над водами»? И Вы действительно понимаете этот отрывок буквально, в смысле того, что имелась в виду вода как Н20? Нет уж, позвольте не поверить Вашей интерпертации этого отрывка. Очевидно, что для Кочеткова Дух и безличностная Энергия или Сила одно и то же. Ни для кого это не очевидно. Еще раз говорю, что в Библии под выражением «Дух Божий» не всегда имеется в виду Третья Ипостась, но часто Божественная Энергия. Именно об этом и идет речь, а вовсе не об отождествлении Энергии с Третьей Ипостасью. То же самое он говорит о схождении Духа в Крещении. См.: «...в крещении Он получает божественную Силу...». Или и здесь он, по-Вашему, говорит об «Энергии»? И то и другое ересь Разумеется, он говорит об «энергии», «благодати Св. Духа». И какая здесь ересь все же? Нет никаких оснований считать фразы «не Бог в Своем существе» и «не Сам Бог», да еще и в таком важном контексте, как разговор об энергиях, эквивалентными. А если Вы и Кочетков считаете их эквивалентными и считаете для себя возможным употреблять их как попало, то это тем более ересь. И совершенно непонятно, с чего бы это Кочеткову в одном предложении через несколько слов два раза употреблять одну и ту же, как Вы полагаете, фразу, при этом второй раз опуская слово «существо». На самом деле, второе положение развитие первого: раз энергия «не Бог в Своем существе», то она «не Сам Бог». Таков получается смысл этого предложения. Даже если это Кочетков написал по глупости, по неразумию, невнимательно следя за словами и пр. (во что плохо верится), то все равно он написал ересь, так как в Катехизисе не должно быть ничего подобного Г-н Павленко, я еще раз повторяю, что ересь это только в том случае, если бы он подразумевал, что энергии тварны. В данном случае у Вас, кроме выхваченной из контекста фразы считать так никаких оснований нет. Я уверен, что о. Георгий, если его спросить, сам скажет, что ничего подобного не имел в виду. Надо смотреть, что действительно имел в виду автор, а не искать специально зацепку, чтобы к нему придраться. Я готов допустить, что здесь просто неудачное выражение, но не более того. Вы готовы тогда обвинить св. Кирилла в ереси за то, что он сказал «миа физис»? Ведь Ваш метод именно такой. Кстати, у св. Григория используются в этом отношении такие термины, как «вышлежащее» и «нижлежащее» божество Если можно, ссылку. Ну, например: Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996, с. 313. А что означает Ваше «и проч.»? Если Иисусу не доставало «еды, силы, сна», это нормально, но если не доставало, в какой-либо форме, Духа, как у Кочеткова, то это ересь Хорошо, что хоть не утверждаете, будто Иисус не нуждался в еде, а ел исключительно для учеников. А анафема св. Кирилла Александрийского, которую Вы наверняка имеете в виду, направлена против несториан, то есть тех, кто считал, будто в Крещении произошло соединение двух природ во Христе, до этого раздельных, и что Логос сошел на человека Иисуса в тот момент в виде «Божественной Силы». Ничего подобного у о. Г.К. нет. На самом деле и по человечеству Христу не надо было совершенствоваться, так как Он обладал всеведением и премудростью и по Своему человечеству с момента Воплощения. Слова ап. Луки толкуются в православии как «проявлял Свою присущую ему от Воплощения премудрость и всеведение для окружаюших в соответствии со Своим возрастом» Если Вы понимаете эти слова в том смысле, что Иисус уже в младенчестве обладал абсолютным всеведением и божественным могуществом, то Вы монофизит, причем аполлинаристского толка, который отрицает наличие у Христа человеческого ума, во время воплощения не всеведущего (о чем Сам Христос и говорит: «О дне же и часе том не знает никто, даже Сын Человеческий...»). То, что Вам и Кочеткову ближе, это несторианская ересь. Что же тогда жаловаться на его справедливое осуждение? Это Вам близко монофизитство. Наверняка Вам чудовищно подумать об Иисусе, что он испытывал моменты беспомощности, или чисто человеческой жалости- «православие и гуманизм несовместимы!» См., например, св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры» (кн. 3, гл. 22-я «О преуспеянии»): > «Говорится же, что Христос преуспевал премудростию и возрастом, и благодатью, увеличиваясь возрастом, а чрез увеличение возраста выводя напоказ находившуюся в Нем мудрость... А те, которые говорят, что Он преуспевал в мудрости и благодати, принимая как бы увеличение их, полагают, что соединение произошло не с начала бытия плоти, и не почитают соединения как ипостасного, но, следуя бессмысленному Несторию, ложно рассказывают о соединении относительном и простом вселении, не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают. Ибо, если плоть с начала бытия истинно соединилась с Богом-Словом, лучше же: в Нем получила бытие и возъимело ипостасное с Ним тождество, то каким образом она не совершенно обогатилась всякой мудростию и благодатью?» Cовершенно верно, с этим никто и не спорит. Только Вы забываете при этом о божественном кенозисе самоумалении и самоуничижении божества в Иисусе до человека. И Вы и сами видите, что речь у св. Иоанна идет именно о тех, кто полагает, будто две природы не сразу были соединены, о чем я выше и говорил. К о. Г. это отношения не имеет. Да мало ли в чем они ошибались, но софиологию Булгакова и собор Зарубежной Церкви, и Синод РПЦ с митр. Сергием осудили совершенно справедливо Нет, уважаемый! Решение Собора РПЦЗ 1935 года базировалось исключительно на докладе архиеп. Серафима, который, еще раз повторю, утверждал именно то, что Вы приписываете о. Г.К. что «энергия Божия не есть Бог» (и обвинял в двубожии о. С.Б., который утверждал обратное). Собственно, критика софиологии была на этом и построена на утверждении ее гностичности именно со схоластических варлаамитских позиций. Если Вы считаете на основании просто одной фразы «она (энергия) не есть Бог» называть о.Г. еретиком, то имейте честность назвать таковым и архием. Серафима, а его критику софиологии сделанной с еретической точки зрения. А то о. Г. «еретик» (просто из-за неудачно построенного предложения), а вот человек, который именно считал так «мало ли в чем ошибался». Вот Ваш двойной стандарт и проявился, любезный... Где именно Вы видите «вырывание фраз из контекста, и приписывание оппоненту своих мыслей»? Вот именно здесь- см. выше 1) В утверждении того, что о. Георгий считает небожественными Энергии и 2)что он считает евангельские повествования вымыслом. У меня есть все основания полагать, что эти обвинения безосновательны, в чем я и убеждаюсь в ходе этой дискуссии.
Ответы и комментарии: