[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Вета 09:47:16 26/04/2001
в ответ на:
Re (5): Кочетковцы и ересь, отправлено
Фамарь 22:56:03 24/04/2001
>>>У Аверинцева на этот счет есть статья, которая так и называется, если мне память не изменяет «Христианская мифология». Опубликована она была, по моему, в «Энциклопедии народов мира» (пусть Фамарь уточнит) лет 10 назад. Христос Воскресе! Сомнительным подспорьем для апологетов о.Георгия представляется мне словарная статья Сергея Аверинцева из энциклопедии «Мифы народов мира» (1992). Дефиниция «мифа» у Аверинцева вполне традиционна: к мифологии он относит «массовые верования», реализующие себя в «фольклоре, бытовом неофициальном культе, искусстве и литературе». Он осознанно разделяет «мифологию и теологию» и не вводит миф в теологию (говорю без сопоставительных комментариев, которые так и просятся наружу). Временем в большом количестве не располагаю, печатаю не очень быстро, поэтому определение христ-й миф-гии Аверинцева дам очень коротко: «Х.м. комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. (Предполагаю, исходя из дальнейшего текста, неточность авторского выражения: не »взаимодействие", видимо, он подразумевал, а влияние первой на вторую. Судите сами:). Соотношение между христианской доктриной и христианской мифологией противоречиво. Христианская доктрина как таковая, в своем обязательном для верующего виде, есть теология система догматов и моральных принципов, сознательно противопоставленных чувственной наглядности и житейским ценностям. Она стадиально отлична от мифологии, мало того, противоположна принципу мифологии как обобщения архаического «обычая», поскольку противопоставляет данности «обычая» потустороннюю «истину». ... Одни и те же образы предстают в ортодоксальной доктрине и в массовых верованиях весьма различно". Несколько раз на прояжении своей, действительно объемной, статьи Аверинцев делает упор на несводимости понятий «доктрины» и «мифа». Вот еще пример: «Однако наряду с этим Х.м. часто идет по пути нейтрализации тех болезненных парадоксов, которые отказывалась нейтрализовать доктрина. Одним из способов делать это было усиленно акцентирование предопределённости всех событий »священной истории" (простите за кавычки и строчную букву сохраняю орфографию издания 1992г.). В качестве примера Аверинцев приводит фрагмент канонического Евангелия от Луки и «раннесредневековую литературу», где «грядущее торжество Христа до конца известно, а потому уже дано и налично в каждый момент Его страдания, притом не только в предведении самого Христа, но и в благочестивой осведомленности чуть ли не всех положительных персонажей» (в числе авторов, творивших мифы, Аверинцев называет, например, Романа Сладкопевца). Больше цитировать не могу простите, за недостатком времени. Спаси Господи! Алла (Вета)
Ответы и комментарии: