[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Евгений 19:46:15 26/04/2001
в ответ на:
Подождите, отправлено
Юрий Аммосов 18:15:35 26/04/2001
Но, действительно, как справедливо указал Е. К., Катехизисы есть у них на сайте. Определение по Аверинцеву привела Вета. Неправославных утверждений, прикрытых наукообразием, там на каждом шагу, но детальное копание во всей этой мути задача на любителя. Уж лучше Булгаков. Он, по крайней мере, пытается разговаривать на языке богословия. Я тут специально посмотрел его работу «О евангельских чудесах». О мифе там нет ни слова, и это не удивительно. В его время это было недопустимо. На него тогда даже в Париже посмотрели бы как на больного. Это сейчас Кочетковы с Аверинцевами (с подачи Лосева, но без его философского «таланта», и Флоренского, но без его «таланта» оккультного), при всеобщем попустительстве, пытаются «демифологизировать» или «мифологизировать» Евангелие, и это им до поры до времени сходит с рук. Зато в этой работе Булгакова излагается христология евангельских чудес, и сразу видно, откуда корни несторианствующей христологии Кочеткова из несторианствующей же софиологии Булгакова. София, как некий посредник между Богом и людьми (другим вариантом такого посредничества служит католическая тварная благодать), делает человеческую природу (природу, а не ипостасную волю, как в православии) в определенной мере самостоятельной относительно Бога. Отсюда и человеческая природа во Христе (как некий субъект) обладает относительной самостоятельностью: возрастает в премудрости, колеблется сама по себе, проявляет действительное неведение и пр. Это вариант несторианства: при этом не обязательно признавать две ипостаси во Христе. Такой вариант несторианства был не у самого Нестория, а в несторианской церкви Востока после преп. Исаака Сирина. Такой вариант несторианства (ересь двух глав, двух субъектов во Христе) был у папы Вигилия. К такому варианту несторианства приводит филиокве в сочетании с тварной благодатью, поэтому католики и были анафематствованы в 1054 г. восточными патриархами как криптонесториане, возобновляющие схизму папы Вигилия. Единственным отличием софиологии от криптонесторианства католиков является то, что благодать у католиков тварный посредник между Богом и человеком (а папа, раздающий ее, следовательно, заместитель Бога на земле), а София нетварный. Это придает софиологии более оккультный характер, особенно заметный у Флоренского: София у него не тварь, но и не благодать, а значит, некая оккультная сила. В православии же один Посредник Сам Христос.
Ответы и комментарии: