Re: Старец Амвросий и Константин Леонтьев


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено sirina 08:59:34 27/04/2001
в ответ на: Старец Амвросий и Константин Леонтьев, отправлено Kirrr 02:48:07 26/04/2001:

 
 
У меня есть пока только о Леонтьеве.
 
 
                  В книге
 
(дали на время, как раз сейчас читаю- интересно):
 
Леонтьев К. Избранные письма/Публикация, предисловие и комментарий Д.Соловьева. Вступительная статья С.Носова. Именной указатель. — СПб.: Пушкинский фонд, 1993. — 640 с. Тираж 3 000.
 
 
Цитата, с. 147.:
 
«К Леонтьеву »о. Амвросий имел такое доверие, что нередко адресовал к нему тех из своих интеллигентных посетителей, которые нуждались в убеждениях о суете мира сего и необходимости верить в Евангелие" (Е.В. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни. Б.М., 1902. С.124). Об отношении К.Н.Леонтьева к о. Амвросию красноречиво свидетельствует следующий рассказ жены П.Е. Астафьева: «Представьте себе, он не раз говорил: »Вы знаете, Мария Ивановна, до чего я покоряюсь старцу? Вот если он мне прикажет вас убить, то я нисколько не задумаюсь"" (Поселянин Е., К.Н. Леонтьев в Оптиной Пустыни. Памяти Н.Н. Леонтьева. СПб., 1911. С.387).
 
 
Леонтьев и монашество (по материалам из предисловия Д. Соловьева).
 
К.Н. служил в Турции, в Салониках (1963) и там тяжело заболел. Как врач определил у себя холеру. Когда наступил кризис, дал обет Божией Матери: если останется жив, уйти в монахи. Через два часа ему стало лучше. Желание его однако не исполнилось. В монастырь его не взяли. На святой горе он пробыл целый год. Там совершился в нем глубокий религиозный переворот. В 1874 он стал послушником подмосковной Николо-Угрешской обители, но пробыв там два месяца, не смог вытерпеть тягот монашеской жизни и возвратился в мир. Получив пенсию, К.Н. приобрел дом за оградой Оптиной Пустыни, перевез туда мебель, портреты предков и стал жить полупомещиком, полумонахом. Летом 1891 года по воле о. Амвросия К.Н переехал В Сергиев Посад и принял тайный постриг (монашеское имя — Климент). На новом месте простыл, получил воспаление легких и скоропостижно скончался. Старец Амвросий Оптинский (Александр Михайлович Гренков) скончался также в 1891 году. В конце сборника приводятся воспоминания А.А. Александрова «Кончина Константина Леонтьева» — с. 609-612.
 
 
 
                      В сети:
 
 
Наиболее толковая публикация:
 
http://www.library.tver.ru/document/d-0433.htm
 
Русская философия в лицах. Цикл чтений. Тема 3: «Русское воззрение», «самобытничество» Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891) Научно-методический отдел Тверская ОУНБ им. А.М. Горького, 1999
 
«...До конца 80-х годов в нашей стране статьи о нем — редкость. Зато на Западе его имя популярно среди эмигрантов...»
 
«...Среди священников мнения о философе разделились. О. Василий Зеньковский и о. Иосиф Фудель считали его истинно православным мыслителем, о. Георгий Флоровский признавал, что у него была »религиозная тема жизни", но не было христианского миросозерцания, о. Константин Аггеев склонялся к тому, что Леонтьев так и не преодолел свою языческую природу..."
 
«...Леонтьев не написал истории своего »внутреннего перерождения", хотя лелеял этот замысел. Сохранился и теперь опубликован начальный набросок под названием «Мое обращение и жизнь на Афонской горе». Автор останавливается там преимущественно на вопросе об особенностях обращения к вере образованного человека. Афону Леонтьев посвятил несколько статей. Особенное впечатление на него произвела Пасха, описанная в одном из воспоминаний — «Пасха на Афонской Горе» (1882)..."
 
 
http://www.magister.msk.ru/library/be/l/le001.htm
 
Вл. Соловьев. Леонтьев.
 
 
http://www.doxa.ru/analit/leontiev.html
 
«Ибо пища крута…» Виталий Аверьянов (о вере Леонтьева и одном ее современном исследовании) Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. — М.: Раритет, 1997.
 
(Это рецензия на книгу; кусочки:
 
«...В мае 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил в издательство »Раритет" письмо с благодарностью за плодотворную духовно-просветительскую деятельность. Примером такой деятельности предстоятель Церкви назвал издание книги К.М.Долгова «Восхождение на Афон», «актуальной работы», от которой, как сказано в письме, «большая польза и уму, и сердцу»....."
 
«...Книга К.М.Долгова со своей стороны проникнута глубокой симпатией к Православию...»
 
«...В главе, посвященной критикам Леонтьева, Долгов последовательно останавливался на тех оценках, которые давали своему предшественнику и старшему современнику В.Соловьев, С.Трубецкой, Розанов, С.Булгаков, Бердяев, Франк, Милюков, Мережковский, Флоровский и другие. Из сопоставления различных, порою комически противоречащих друг другу упреков становится понятно, что нередко обвинения Леонтьева в тех или иных грехах против христианства и христианской культуры свидетельствуют скорее о стремлении защититься от радикального консерватизма Леонтьева...»)
 
 
http://www.pereplet.ru/text/kuzin2.html ;  «Русский переплет» Максим Кузин « Константин Леонтьев в Оптиной Пустыни »
 
«...отношения о. Амвросия и Константина Николаевича не были особенно доверительными и оптинский старец не выделял Леонтьева из числа других своих духовных чад, а потому, возможно и » проморгал « причины, приведшие Константина Николаевича в монастырь, но почему-то любил его и понимал. Вопрос отношения Константина Николаевича и о. Амвросия — принципиальный. Только ответив на него мы сможем сказать, кем был Леонтьев в Церкви...»
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]