Отправлено sirina 08:59:34 27/04/2001в ответ на: Старец Амвросий и Константин Леонтьев, отправлено Kirrr 02:48:07 26/04/2001:У меня есть пока только о Леонтьеве. В книге (дали на время, как раз сейчас читаю- интересно): Леонтьев К. Избранные письма/Публикация, предисловие и комментарий Д.Соловьева. Вступительная статья С.Носова. Именной указатель. СПб.: Пушкинский фонд, 1993. 640 с. Тираж 3 000. Цитата, с. 147.: «К Леонтьеву »о. Амвросий имел такое доверие, что нередко адресовал к нему тех из своих интеллигентных посетителей, которые нуждались в убеждениях о суете мира сего и необходимости верить в Евангелие" (Е.В. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни. Б.М., 1902. С.124). Об отношении К.Н.Леонтьева к о. Амвросию красноречиво свидетельствует следующий рассказ жены П.Е. Астафьева: «Представьте себе, он не раз говорил: »Вы знаете, Мария Ивановна, до чего я покоряюсь старцу? Вот если он мне прикажет вас убить, то я нисколько не задумаюсь"" (Поселянин Е., К.Н. Леонтьев в Оптиной Пустыни. Памяти Н.Н. Леонтьева. СПб., 1911. С.387). Леонтьев и монашество (по материалам из предисловия Д. Соловьева). К.Н. служил в Турции, в Салониках (1963) и там тяжело заболел. Как врач определил у себя холеру. Когда наступил кризис, дал обет Божией Матери: если останется жив, уйти в монахи. Через два часа ему стало лучше. Желание его однако не исполнилось. В монастырь его не взяли. На святой горе он пробыл целый год. Там совершился в нем глубокий религиозный переворот. В 1874 он стал послушником подмосковной Николо-Угрешской обители, но пробыв там два месяца, не смог вытерпеть тягот монашеской жизни и возвратился в мир. Получив пенсию, К.Н. приобрел дом за оградой Оптиной Пустыни, перевез туда мебель, портреты предков и стал жить полупомещиком, полумонахом. Летом 1891 года по воле о. Амвросия К.Н переехал В Сергиев Посад и принял тайный постриг (монашеское имя Климент). На новом месте простыл, получил воспаление легких и скоропостижно скончался. Старец Амвросий Оптинский (Александр Михайлович Гренков) скончался также в 1891 году. В конце сборника приводятся воспоминания А.А. Александрова «Кончина Константина Леонтьева» с. 609-612. В сети: Наиболее толковая публикация: http://www.library.tver.ru/document/d-0433.htm Русская философия в лицах. Цикл чтений. Тема 3: «Русское воззрение», «самобытничество» Константин Николаевич Леонтьев (1831 1891) Научно-методический отдел Тверская ОУНБ им. А.М. Горького, 1999 «...До конца 80-х годов в нашей стране статьи о нем редкость. Зато на Западе его имя популярно среди эмигрантов...» «...Среди священников мнения о философе разделились. О. Василий Зеньковский и о. Иосиф Фудель считали его истинно православным мыслителем, о. Георгий Флоровский признавал, что у него была »религиозная тема жизни", но не было христианского миросозерцания, о. Константин Аггеев склонялся к тому, что Леонтьев так и не преодолел свою языческую природу..." «...Леонтьев не написал истории своего »внутреннего перерождения", хотя лелеял этот замысел. Сохранился и теперь опубликован начальный набросок под названием «Мое обращение и жизнь на Афонской горе». Автор останавливается там преимущественно на вопросе об особенностях обращения к вере образованного человека. Афону Леонтьев посвятил несколько статей. Особенное впечатление на него произвела Пасха, описанная в одном из воспоминаний «Пасха на Афонской Горе» (1882)..." http://www.magister.msk.ru/library/be/l/le001.htm Вл. Соловьев. Леонтьев. http://www.doxa.ru/analit/leontiev.html «Ибо пища крута…» Виталий Аверьянов (о вере Леонтьева и одном ее современном исследовании) Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М.: Раритет, 1997. (Это рецензия на книгу; кусочки: «...В мае 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил в издательство »Раритет" письмо с благодарностью за плодотворную духовно-просветительскую деятельность. Примером такой деятельности предстоятель Церкви назвал издание книги К.М.Долгова «Восхождение на Афон», «актуальной работы», от которой, как сказано в письме, «большая польза и уму, и сердцу»....." «...Книга К.М.Долгова со своей стороны проникнута глубокой симпатией к Православию...» «...В главе, посвященной критикам Леонтьева, Долгов последовательно останавливался на тех оценках, которые давали своему предшественнику и старшему современнику В.Соловьев, С.Трубецкой, Розанов, С.Булгаков, Бердяев, Франк, Милюков, Мережковский, Флоровский и другие. Из сопоставления различных, порою комически противоречащих друг другу упреков становится понятно, что нередко обвинения Леонтьева в тех или иных грехах против христианства и христианской культуры свидетельствуют скорее о стремлении защититься от радикального консерватизма Леонтьева...») http://www.pereplet.ru/text/kuzin2.html «Русский переплет» Максим Кузин « Константин Леонтьев в Оптиной Пустыни » «...отношения о. Амвросия и Константина Николаевича не были особенно доверительными и оптинский старец не выделял Леонтьева из числа других своих духовных чад, а потому, возможно и » проморгал « причины, приведшие Константина Николаевича в монастырь, но почему-то любил его и понимал. Вопрос отношения Константина Николаевича и о. Амвросия принципиальный. Только ответив на него мы сможем сказать, кем был Леонтьев в Церкви...»