Re (2): По заявкам трудящихся (а не прозелитизма ради)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 23:46:58 27/04/2001
в ответ на: Re: О порке детей, отправлено Фамарь 14:44:36 27/04/2001
 
> А вообще, на тему розги у Wanderer`а, помнится, хорошая статья была. Петр, ау!
 
 
Статья была опубликована в Российской католической газете «Свет Евангелия» на Рождество 1997 г. Вот она:
 
 
Рождественская порка
 
(к вопросу о пользе «традиций»)
 
 
Празднование Рождества и почитание Богомладенца с давних пор имеет для христианского мира исключительное значение, помогая верующему явственнее понять и ощутить, с каким Богом он имеет дело. Когда все народы Европы давно уже приняли крещение, подлинное усвоение людьми евангельского духа продолжало испытывать трудности:  на деле ветхий человек не так уж легко уступал место новому, а новый неохотно избавлялся от ветхого. Наверное, в каждом из нас, уверовавших во Христа, эти два человека в той или иной мере соседствуют, и ни богословские познания, ни даже видимые признаки праведности не способны избавить нас от этой внутренней двойственности. И на протяжении всей истории христианства людям по-прежнему куда милее и проще не преображать себя во образ Христов, а изображать Бога по образу и подобию своему, наделяя Его далеко не лучшими своими свойствами, – в частности, мстительностью и жестокостью, граничащей порой с откровенным садизмом.
 
Именно на фоне этого Рождество Христово во всем многообразии своего внешнего оформления живо и зримо напоминало о том, что Тот Бог, на Которого мы проецируем свои собственные пороки, на самом-то деле «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего» (Ин 3. 16); что Он так возлюбил нас, грешников, что «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2. 7); что ради любви и жалости к нам Он настолько умалил Себя, что предстал перед нами не в величии славы и могущества, но во всей беспомощности и беззащитности младенца.
 
Казалось бы, здесь уже не остается места для приписывания Богу пороков нашего падшего мира. Однако, как выясняется, и такое возможно. Признаться, я был, немало удивлен тем, что подобные представления (пусть даже на уровне фольклора) существуют в христианском мире; но по-настоящему меня обескуражило то, что их в качестве благочестивого назидания публикует в современной католической газете один современный иерарх Католической Церкви, несомненно заслуживающий уважения, который, рассуждая об особенностях обычаев российских немцев, пишет:
 
«Когда я рассказывал в Литве о том, как в Рождественский Сочельник приходит Младенец Христос с подарками для детей, это воспринималось без особого восхищения; а когда я еще рассказал, что Младенец Христос часто приходит и с прутьями и наказывает ими тех детей, которые в течение года провинились, которые не могли прочитать молитв, мне открыто возражали, что это непедагогично и психологически неверный способ обращения с детьми. Оно и понятно, ведь в Литве совсем иные традиции Рождественского Сочельника».
 
Должен честно сознаться, что полностью разделяю недоумение литовцев. И различие «традиций», на мой взгляд, здесь ни при чем. Сколько не силюсь, не могу себе представить Христа – Того Христа, Которого я знаю из Евангелий (взрослого Иисуса, не говоря уже о Младенце) – порющим ребенка... К тому же еще за то, что тот не вычитал положенных молитв. Да всё равно за что – не получается у меня такое себе представить!
 
Я убежден, что подобные «традиции» должны быть отброшены Церковью и остаться достоянием лишь этнографов и фольклористов. И не случайно, говоря об источниках цитированного мною текста, я с таким удивлением подчеркивал их принадлежность Католической Церкви современной эпохи.
 
XX в. действительно помог христианскому миру открыть многие ценности сокровищницы веры, которые прежде оставались почти незамеченными. Известно (и это было отчетливо сформулировано II Ватиканским Собором), что Дух Святой постепенно раскрывает смысл учения Христова народу Божию, по мере того, как возрастает у него разумение различных вещей. По сути дела только к середине XX в., когда счет жертв массовых уничтожений пошел на десятки миллионов, давно уже принявшие христианство народы сумели хоть как-то осознать евангельскую истину о ценности всякой человеческой жизни. Именно тогда они хоть как-то признали христианское учение о человеческом достоинстве. Именно тогда в странах, культура которых основывается на христианстве, значительно более бесспорным стало то, что человек не вправе причинять боль другому, а сильный не должен обижать слабого (феномен порки детей, столь распространенной среди христианских народов прежде, явно игнорировал и то, и другое). И именно в XX в., именно в христианских странах и педагогика, и психология, и право единодушно пришли к идее неприемлемости телесных наказаний детей – которые прежде так часто оправдывали ссылками на Ветхий Завет, но которым не обнаруживается ни одного оправдания в Новом.
 
Так пусть же вертеп и ясли Рождества напоминают нам и нашим детям не о розгах из арсенала ветхого человека, а о той любви, которой так возлюбил нас Бог, что отдал Сына Своего Единородного. Всякая злоба, всякое горделивое противопоставление нашей воли Его любви тем уже страшно, что оскорбляет и отвергает эту любовь. И пусть в эти дни поклонения Богомладенцу найдут в нас действенный отклик слова известного рождественского гимна «Adeste fideles»:
 
Sic nos amantem quis non redamaret?
 
Так нас Возлюбившего кто может не возлюбить взаимно?
 
 
Петр Сахаров
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]