Re (4): Петр Дмитрич поправил


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, римо-католик, 16:17:56 06/05/2001
в ответ на: Re (3): Петр Дмитрич поправил, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 11:39:04 06/05/2001
 
>> Католики — да и многие из протестантов тоже — вовсе не отказывались от багажа совсем. Реформа проводилась очень продуманно (в многое из плохо продуманного впоследствии было исправлено). Более того, в богослужение было возвращено многое из того, что было утрачено в средние века: огромное количество прекрасных древних текстов, исчезнувших из богослужебных книг при их унификации в 16 в. (да и еще ранее забытых тоже) были возвращены; к тому же, в различные службы латинского обряда вошло немало текстов из арсенала Восточных Церквей.
 
>
 
> Вашими бы устами мед пить. Что-то я слышал нечто совсем иное, от католиков американского розлива. Я был на католических службах всего пару-тройку раз, но древних текстов не обнаружил (внимательно изучив нечто вроде программы/текста службы). Все там написанное не подразумавало никакого знакомства с Ветхим Заветом вообще.
 
 
Примеры, пожалуйста.
 
В каждой воскресной Мессе (кроме Пасхального периода) есть ВЗ чтение и пение (или рецитация) псалма или ВЗ песни.
 
В нынешнем чинопоследовании Мессы не меньше ВЗ коннотаций, чем в тридентском.
 
Часовые служюы просто без Псалмов немыслимы (они на 80 % времени, наверное) из них состоят.
 
 
>> Замечу к тому же, что во многих местах католики имеют возможность выбора между дореформенных богослужением и реформированным, при этом не переставая быть католиками и не уходя в раскол.
 
>
 
> Но мест таких мало, а дореформенную мессу здорово притесняют.
 
 
Значит, ее не очень активно отстаивают. Там, где отстаивают, она есть.
 
 
>> Интересно, однако, то, что в большинстве восточных обрядов КЦ реформа богослужения сознательно осуществляется очень медленно или не осуществляется вовсе. И от них этого в Ватикане никто не требует, с учетом того, что народы, пользующиеся восточными обрядами, отличаются в основном значительно более консервативной ментальностью, чем современные западные народы.
 
>
 
> Сдается мне, что дело тут не совсем в консервативной ментальности. Я скажу больше (и, вероятно, буду бит) — единственное, из-за чего с католической церковью православным стоит вести диалог, это униаты. Тройное IMSO, разумеется.
 
 
У Вас есть идеи решения проблемы?
 
 
>> Тем не менее, я думаю (но это сугубое — если не трегубое — имхо!), что ПЦ ничего не потеряла бы, если бы в отдельных общинах (под бдительным контролем священноначалия и, что не менее важно, с компетентной богословской и литургической экспертизой) она пробовала разные пути реформирования богослужения в целях большей духовной пользы для верующих и для потребностей миссии. Главное, на мой взгляд, чтобы такие опыты благословлялись священноначалием и признавались законными
 
>
 
> Все это было, и есть. И «гитарные мессы»,
 
 
Если они выражают искренний молитвенный дух — то почему бы и нет? Я на многих гитарных мессах ощущал куда больший молитвенный энтузиазм, чем на иных уставных, с григорианским пением.
 
 
> и толпа в пляжных костюмых,
 
 
Если в данной среде считается приличным ходить так в общественные места, то почему бы и не? Впрочем, сам я тоже не люблю, когда в шортах в храм ходят. Но эти проблемы определяются не моим личным вкусом, а культурными установками данного социума.
 
 
>каждый из которой сам берет себе облатку для причастия,
 
 
в Древней Церкви тоже нередко каждый сам брал, или предстоятель подавал Пречистое Тело в руки (см. у Кирилла Иерусалимского и мн. др. источники).
 
 
>из миски,
 
 
А где проходит грань между дискосом и миской? И в какой посуде лежал хлеб на Тайной Вечере?
 
 
> и «пляски народностей»,
 
 
А Давид перед скинией не плясал? А еврейскией женщины, ликуя об освобождении после перехода через Чермное море? (Ликование в ВЗ вообще часто передается глаголом плясания; буквально в Пс 50: «И воспляшут кости, Тобою смиренные»). У многих христианских народов выражение религиозных чувств осуществляется самыми разными телодвижениями, и надо ли препятствовать этому, если для людей данной культуры это естественно?
 
 
>и всякие иные опыты на людях.
 
 
Почему мощнейшее (и очень новое по своим формам) литургическое творчество 2-й пол. 4 в. — не «опыты на людях», а это — «опыты»?
 
 
> Спаси Боже люди Твоя...
 
 
И благослови достояние Твое!
 
 
Именно. Если для блага и спасения этого достояния (т.е. наследия Божия, Его народа) — а также для многих, кто еще не вошел в это наследие — оказываются полезны какие-то формы адаптации традиции, а также поиск новых путей внешнего служения Богу (которых почему-то не боялись искать ни в 1 в., ни в во 2-м, ни в 4-м), то почему это надо хаять?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]