Таинства, в православном понимании этого слова, у католиков отсутствуют


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 18:41:02 07/05/2001
в ответ на: ну значит, не все так запущено? :) , отправлено В.Свирелин, Православный, PПЦ, 00:49:57 07/05/2001
 
>ну значит, не все так запущено? :)
 
 
Все запущено не так, а значительно хуже. Таинства — в православном понимании этого слова — у католиков отсутствуют. Но чтобы в этом разбираться, необходимо в определенной мере знать историю этого вопроса, смысл употребляемых богословских формул и пр. Посмотрим, например, что стоит за вышеупомянутыми обтекаемыми (но все равно еретическими) формулировками «Катехизиса Католической Церкви»:
 
 
>1127. Достойно совершаемые в вере, таинства даруют благодать, которую знаменуют. Они действенны, потому что в них действует Сам Христос: это Он крестит, это Он действует в Своих таинствах, чтобы сообщить благодать, знаменуемую таинством. Отец всегда внимает молитве Церкви Сына Своего, которая в эпиклесисе каждого таинства выражает веру в могущество Духа. Как огонь превращает в себя все, к чему прикасается, так и Дух Святой преобразует в Жизнь Божественную то, что подчинено Его могуществу.
 
 
За всей этой болтовней про «действует Сам Христос», про то, что эпиклесис «каждого таинства выражает веру в могущество Духа» и пр., на самом деле скрывается еретическое учение латинян  о том, что таинство (Евхаристии) совершается в анамнезисе, то есть при произнесении иереем установительных слов Господа ("Приимите, ядите..." и «Пийте от нея вси...»). В то время как оно, по учению Церкви, идущему от апостольских времен, совершается в эпиклезисе, в словах «преложив Духом Твоим Святым». Казалось бы незначительное отличие? Но нет. Дело в том в римской мессе эпиклезис вообще отсутствует, что делает ее, с православной точки зрения, в лучшем случае благочестивым воспоминанием о некогда происшедших событиях (каковым и является для православных анамнезис), но не таинством, так как хлеб и вино остаются у латинян хлебом и вином за отсутствием совершающей (или в самых прокатолических формулировках — завершающей) таинство молитвы.
 
 
С тем, что именно таково учение латинян, согласны подавляющее большинство как современных, так древних, католических и православных исследователей этого вопроса. Это общеизвестный факт. Достаточно посмотреть основные работы по литургике на Западе и на Востоке или, скажем, определения соборов.
 
 
Например, печальной памяти собор Флорентийский 1439 года по настоянию папы Евгения IV в декрете «Exultate Deo» о Евхаристии изрек:
 
 
«Форму этого таинства составляют слова Спасителя, через которые Он совершил это таинство. А священнослужитель, говоря от Лица Христа, совершает это таинство. Ибо в силу самих слов вещество хлеба превращается в Тело Христово и вещество вина — в Кровь Христову, однако так, что весь Христос содержится под видом хлеба и весь — под видом вина».
 
 
О том, каково православное учение по этому вопросу, читаем, скажем,  в чине архиерейской присяги, где говорится, что Церковь
 
 
«верует и мудрствует совершатися в Божественной литургии пресуществлению Тела и Крове Христовы наитием и действием Святаго Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь.»


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]