[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Wanderer, римо-католик, 23:39:38 07/05/2001
в ответ на:
Таинства, в православном понимании этого слова, у католиков отсутствуют, отправлено
Евгений,
Православный, РПЦ, 18:41:02 07/05/2001
>>ну значит, не все так запущено? :) > > Все запущено не так, а значительно хуже. Таинства в православном понимании этого слова у католиков отсутствуют. Но чтобы в этом разбираться, необходимо в определенной мере знать историю этого вопроса, смысл употребляемых богословских формул и пр. Посмотрим, например, что стоит за вышеупомянутыми обтекаемыми (но все равно еретическими) формулировками «Катехизиса Католической Церкви»: > >>1127. Достойно совершаемые в вере, таинства даруют благодать, которую знаменуют. Они действенны, потому что в них действует Сам Христос: это Он крестит, это Он действует в Своих таинствах, чтобы сообщить благодать, знаменуемую таинством. Отец всегда внимает молитве Церкви Сына Своего, которая в эпиклесисе каждого таинства выражает веру в могущество Духа. Как огонь превращает в себя все, к чему прикасается, так и Дух Святой преобразует в Жизнь Божественную то, что подчинено Его могуществу. > > За всей этой болтовней про «действует Сам Христос», про то, что эпиклесис «каждого таинства выражает веру в могущество Духа» и пр., на самом деле скрывается еретическое учение латинян о том, что таинство (Евхаристии) совершается в анамнезисе, то есть при произнесении иереем установительных слов Господа ("Приимите, ядите..." и «Пийте от нея вси...»). В то время как оно, по учению Церкви, идущему от апостольских времен, совершается в эпиклезисе, в словах «преложив Духом Твоим Святым». Казалось бы незначительное отличие? Но нет. Дело в том в римской мессе эпиклезис вообще отсутствует, что делает ее, с православной точки зрения, в лучшем случае благочестивым воспоминанием о некогда происшедших событиях (каковым и является для православных анамнезис), но не таинством, так как хлеб и вино остаются у латинян хлебом и вином за отсутствием совершающей (или в самых прокатолических формулировках завершающей) таинство молитвы. > > С тем, что именно таково учение латинян, согласны подавляющее большинство как современных, так древних, католических и православных исследователей этого вопроса. Это общеизвестный факт. Достаточно посмотреть основные работы по литургике на Западе и на Востоке или, скажем, определения соборов. > > Например, печальной памяти собор Флорентийский 1439 года по настоянию папы Евгения IV в декрете «Exultate Deo» о Евхаристии изрек: > > «Форму этого таинства составляют слова Спасителя, через которые Он совершил это таинство. А священнослужитель, говоря от Лица Христа, совершает это таинство. Ибо в силу самих слов вещество хлеба превращается в Тело Христово и вещество вина в Кровь Христову, однако так, что весь Христос содержится под видом хлеба и весь под видом вина». > > О том, каково православное учение по этому вопросу, читаем, скажем, в чине архиерейской присяги, где говорится, что Церковь > > «верует и мудрствует совершатися в Божественной литургии пресуществлению Тела и Крове Христовы наитием и действием Святаго Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь.» Любезный, разберитесь, пожалуйста, в литературе по данному вопросу, притом более поздней, чем полемические труды кон. 19 нач. 20 вв, отличавшиеся некоторой тенденциозностью (которые, не задумываясь, копируются полемистами в кон. 20 нач. 21: периодически, напр., узнаю оттуда о том, что мне якобы предписывается пост по субботам, и т.п.). О мифе об отсутствии эпиклесиса в Римской Мессе я уже писал на этом форуме, можете поискать в архивах. Wanderer (хотел было написать «еретик Wanderer», но испугался, что Обскурант от меня после этого живого места не оставит).
Ответы и комментарии: