Отправлено Wanderer, римо-католик, 02:49:46 08/05/2001в ответ на: Opus operatum: вопросы, вопросы..., отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 09:19:54 07/05/2001>> Из «Катехизиса Католческой Церкви»: >> >> Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто принимает их. > > Фраза очень осторожная, ей можно дать разные толкования... Укажите, пожалуйста, год принятия этого Катехизиса. Это его последняя редакция? 11 октября 1992 г. Последняя редакция 15 августа 1997 г. Но эти два параграфа не претерпели никаких изменений. > Попробуем подвести итоги. Укажите верный, по Вашему мнению, вывод: > 1) Католическое учение opus operatum изначально неверно понималось православными богословами. Оно всегда означало лишь отсутствие зависимости действенности и спасительности Таинства от личных качеств лица, его совершающего (что вполне согласно с Православным учением). Да. (см. также мои ответы на пункт 2) > 2) Католическое учение opus operatum раньше действительно имело (пусть местами, не у всех богословов) неверный акцент, но к настоящему времени это учение исправлено (известно ли когда?). Перекосы были у отдельных богословов (возможно, за них зацепились православные полемисты), толковавших это понятие, но изначально у Фомы Аквинского этих неверных акцентов не было. (кажется, об этих перекосах есть немного в той ссылке на старую «Католическую энциклопедию», которую я дал в дополнение к своему ответу). Классическое учение об ОО не претерпело в последнее время никаких особых изменений. В ККЦ ничего принципиально нового об этом не сказано (исключением можно считать слова об эпиклесисе таинств, потому что увлечение католических богословов и литургистов эпиклетической тематикой является особенностью последних 50-60 лет). > 3) Среди католиков существуют разные понимания учения opus operatum, разные школы, частные богословские мнения и т.д. Т.е. это учение не имеет сегодня однозначной и четкой формулировки. В предшествующие века да (см. пред пункт), сейчас едва ли. Сейчас к этой теме вообще не проявляется большого интереса в богословии. Интересно, что совсем свежий французский «Критический словарь богословия» даже не содержит отдельной статьи «ОО», а сам термин упоминается там довольно-таки вскользь, в ст. «Таинства». Кстати, я вспоминаю, как меня самого в кон. 70-х заинтересовала эта тема. Я прочел статью таинство в Брокгаузе и подумал: неужели отличия так существенны? неужели католики действительно верят, что таинства «срабатывают» совершенно независимо от принимающего их. Побежал я к о. Виталию Боровому (который, между прочим, не очень-то католичество жалует) и стал его распрашивать. Он мне подробно объяснил, что всё вовсе не так печально. Я, хоть и поверил на слово, но решил всё же убедиться из первоисточника. Попросил я у него тогда книгу «Основы сакраментального богословия» весьма авторитетного в этой области (еще дособорного) автора иезуита Бернарда Лиминга. Прочел там довольно объемный раздел на эту тему и убедился, что о. Виталий Боровой говорил правду. > И еще, в нагрузку, так сказать :) Вчера телевидение с ликованием отметило, что папа Римский отслужил первую совместную мессу для христиан и мусульман (!). Если это не деза, то известно ли, каким образом это происходило? Как можно это совместить? Нет, скорее всего какой-нибудь испорченный телефон. Папа действительно посетил мечеть Оммеядов в Дамаске (до Оммеядов это была христианская базилика св. Иоанна Предтечи), где покоится часть мощей Крестителя, почитаемого и мусульманами. Он выступил там с речью перед мусульманской общественностью. Но никакой мессы там не было. Вполне возможно, что папа во время совершенной им в Дамаске (на стадионе) мессы во время предусмотренных в первой части мессы молитв о разных людях и разных нуждах, произнес какое-нибудь молитвенное прошение о мусульманах; но доподлинно я об этом ничего не знаю. Что же до ТВ, то меня поражает, что почти ни один сюжет на религиозные темы не обходится без ляпсусов (лидирует в этом из центральных каналов, увы, РТР). Ладно еще когда речь идет о вещах экзотических, как здесь. Но ведь почти все репортажи на свои родные русские православные темы (к празднику ли, к событию ли) не обходится без какой-нибудь ошибки, иногда просто глупейшей. Неужели хотя бы по православныим темам им трудно давать текст на вычитку какому-нибудь грамотному церковному православному человеку?
- Re (2): Уточнение Wanderer, римо-католик, 03:08 08 мая 2001 (0)
- Re (3): В "Уточнении": "крещение ли вообще" следует читать "крещеные ли вообще" Wanderer, римо-католик, 03:10 08 мая 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]