Отправлено Wanderer, римо-католик, 04:05:20 08/05/2001в ответ на: Абеляр?, отправлено Вета, Православная, РПЦ МП, 10:04:00 05/05/2001:> Христос Воскресе! > Знаком ли кто-нибудь с оценкой ересей Пьера Абеляра современными богословами? Если да не могли бы, хотя бы в очень кратком виде, ознакомить? В интернет нашла лишь светские тексты: > дающие оценку философских достижений Абеляра; > романтизирующие историю его любви. > Прошу прощения, что напрягаю! > Алла (Вета). Дорогая Алла! Простите, что, увлекшись opus'ом operatum'ом, а также защитой православных от обвинений в гетеродоксии и обоснованием необходимости антикатолического крестового похода, долго не отвечал на Ваш вопрос. Абеляр был автором, бурно рефлектирующим, поэтому ересей у него можно без труда найти предостаточно. Из его современников этим успешно занимался Бернард Клервоский, что возымело в конечном счете полезные для Абеляра последствия. Перечень ересей, которые можно в его трудах обнаружить, Вы найдете в довольно толковой статье о нем в старой «Католической энциклопедии»: http://www.newadvent.org/cathen/01036b.htm Некоторые другие краткие обобщения Вы можете найти здесь (это англиканский сайт): http://justus.anglican.org/resources/bio/142.html Наиболее серьезным предметом нападок на Абеляра при жизни было учение о том, что всемогущество является свойством только Первого Лица Пресвятой Троицы, и о нем (всемогуществе Божием) нельзя говорить в полном смысле применительно к Сыну и Духу. С подачи Бернарда Сенский собор 1140 г. отлучил Абеляра по обвинению в ереси, и экскоммуникация была бы подтверждена папой Иннокентием II, если бы не вмешался клюнийский аббат Петр Достопочтенный, пользовавшийся большим авторитетом. Он взял Абеляра на поруки, и под его руководством Абеляр незадолго до смерти исправил все спорные места в своих трудах. Умер он в полном примирении в Католической Церковью и с Бернардом Клервоским лично. Так что на момент смерти он еретиком не был. А в первоначальных версиях его трудов ересей было много, и на сей день они таковыми не перестали быть. Что же до романтической истории, то она не является предметом догматики. Скорее уже, она может представлять интерес для канонистов. Ведь на момент начала своей любви Абеляр и Элоиза были свободны и канонически имели полное право вступить в брак, что и сделали. Однако, уже при наличии у них ребенка, оба приняли монашество, а ребенка оставили на воспитание родственникам Элоизы. И вот это с канонической точки зрения форменное безобразие.
- Re (2): Спасибо огромное! Вета, Православная, РПЦ МП, 08:54 08 мая 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]