Re (2): А чем провинилась мона Лиза?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета, Православная, РПЦ МП, 00:31:03 09/05/2001
в ответ на: Re: А чем провинилась мона Лиза?, отправлено Туп, Не в свои сани не садись, 10:59:57 08/05/2001
 
> Мне кажется, что враждебность это признак признак некой поврежденности. Вера и враждебность несовместны.
 
   Совершенно согласна с Вами.
 
>>отражающему мир здешний в его наиболее прекрасных воплощениях…
 
>
 
> Когда перейдем в другой мир, все здешние красоты будут казаться как прах и пыль – даже будет обидно, что на это время и силы душевные тратили.
 
 
   Да вот только воскресение-то будет в телах. А прекрасные тела — разве не Богом даны? Да и кто в действительности мог бы оценить внутреннюю жизнь этой, давно ушедшей из жизни, женщины? И знаем ли мы, насколько угодна была Богу она — со своей душой, своей верой и своими молитвами? (То, что Леонардо писал её «с себя» — до сих пор остается лишь только гипотезой. Внешнее сходство совсем еще не означает отсутствия оригинала).
 
 
> А еще хуже то, что нынешние привязанности вырабатывают навык, совершенно ненужный и бесполезный, и который будет сильно мешать попасть в Царствие Небесное.
 
 
   Я согласна с Вами. Более того, знаю: душа постепенно охладевает к ценностям мира внешнего. Но даже некоторые из тех, кто был впоследствии признан Святыми, — не отвергали категорично светского искусства. Другое дело, что оспоривали его смешение с иконой и молитвой. Так Свт.Игнатий Брянчанинов, например, в своем диалоге «Христианский Пастырь и художник-христианин», оспаривая значение «Сикстинской мадонны» Рафаэля в качестве иконы, — в то же время, не по достоинству оценил это полотно, назвав: «высочайшим произведением живописи».
 
   А в записях Св.Варсонофия Оптинского находим такую: «Изящные произведения искусства услаждают не только красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотой умосозерцательной, идеальной. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет насладиться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, предначертания ее нося сокровенно в себе, определенно указывает, что она есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. ... Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного, возвышающего душу до духа и одухотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевно-телесный быт или те же полезные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, водимая духом, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух».
 
   И вот о том, что, якобы, у Леонардо в его «Джоконде» — только душевно-телесная сторона явлена, — можно еще бы и поспорить. Думаю, Леонардо-то как раз пытался уловить неуловимое: прекрасное в духовном мире человека — высшего Божиего творения. И то, что да Винчи писал в эпоху Возрождения, — совсем не означает аксиоматичного обвинения его в стремлении с его стороны «возвысить тварь над Творцом».
 
 
> Другое дело, что от этих привязанностей избавиться очень трудно и, поэтому жалко. Вот например, что Вы скажете об идиотской привязанности к смотрению по телевизору гонок формулы-1 (грешен аз)? И чем это отличается от смотрения на мона Лиз? Вероятно, не более/менее, чем уровнем образованности.
 
   Ах, если бы только мона Лиза? Грехами мериться нам только не пристало: душевредно! Боюсь передать свои греховные «бациллы», увы...
 
 
>>    Вопросы... Вопросы... — Без ответов.
 
   А правда ведь? Без окончательных ответов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]