Отправлено Wanderer, римо-католик, 04:56:19 09/05/2001в ответ на: Три "эпиклезиса", отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 21:03:04 08/05/2001Простите, Евгений, я только сейчас въехал в суть того, что Вы хотели сказать. > Все эти рассказы про то, что на Востоке эпиклезис, якобы возник, а на Западе никогда не существовал, давно опровергнуты находкой в начале века литургии Ипполита Римского 3-го века, содержащей эпиклезис. Эпиклезис, начиная с древнейших времен, существовал в Церкви, и только в позднейшее время был исключен из канона Римской мессы властью папы, что было одним из этапов отпадения латинян от православия. Так Вы наивно полагаете, что раз Ипполит Римский, значит это та же Римская Литургия в своем первоначальном варианте? А Вы попробовали сравнить их тексты, поискать сходства и различия? Это две совершенно разные литургические традиции. «Апостольское предание» вообще было написано по-гречески. Римский канон текст, который очевидно не является переводом с греческого. У них совершенно различная структура. Римский канон обнаруживает структурные сходства только с некоторыми александрийскими анафорами и, судя по всему, представляет единую с ними ветвь. Цитаты из него, встречающиеся в трактате Амвросия Медиоланского «О таинствах» довольно сходны с дошедшим до нас текстом, т.е., текст использовавшися в 4 в. мало изменился. В свою очередь, структура, наметившаяся в греческой анафоре из «Апостольского предания» нашла дальнейшее развитие в анафорах восточно-сирийского типа. Усматривать в Римском каноне «потомка» анафоры «Апостольского предания» это всё равно, что считать русский язык потомком скифского на том лишь основании, что русские стали жить на тех же территориях.