На ответ.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома, православный, 20:19:48 09/05/2001
в ответ на: Re (2):  Ответ на вопрос Фотины, отправлено Wanderer, римо-католик, 04:37:04 09/05/2001
 
> В чем состоит суть спора «дяденек»? Они спорят, можно ли считать эпиклесисом в Евхаристическом каноне вообще призывание благодатного и освящающего действия силы Божией или эпиклесис — это только призывание Духа Святого, точнее, молитва о Его ниспослании. Одни «дяденьки» говорят, что если Святой Дух в этой связи не упомянут, то это вовсе и не эпиклесис. Другой «дяденька», следуя суждениям других ученых «дяденек», утверждает: само собой разумеется, что благодатное действие Отца в таинствах осуществляется не иначе как силою Святого Духа, а значит — независимо от того, назван Он (Дух Святой) по имени или нет, молитва призывания благодатного действия Бога есть призывание Святого Духа (и, если оно обращено к лицу Отца, как в случае Анафоры, то значит это прошение о ниспослание Святого Духа).
 
 
Мне кажется, Петр Дмитриевич, что Вы чрезмерно упрощаете проблему, и некоторое усложнение ее не повредило бы делу. А именно, я имею в виду, что суть многовекового спора заключается в том, кем является община во время совершения Евхаристии — творцом (или со-Творцом) ее или причастником предлагаемой ей от Творца Святыни. Совершается ли освящение Даров по требованию общины, во исполнение заповеди «сие творите», или эта заповедь касается только «приидите, ядите... пийте от нея вси...»? Молитва общины низводит благодать Св. Духа на Дары или воспоминание того, что сказал Христос на Тайной Вечери? Чем являются эти слова — освящающей силой или основой для дерзновения в молитве? Православие и католицизм дают разные ответы на эти вопросы, и это не просто выяснение, насколько масло масляное. У этого вопроса глубокие корни и обильные плоды — и это все есть то, что разделяет православие и католицизм.
 
 
 
Еще мне хочется высказать симпатию к тому тону, который Вы держите в этом нелегком и в чем-то некрасивом споре о различии православия и католицизма. Ясное дело, что «своя территория» как-то превращает дерзновение в дерзость, и то, что и как говорится у себя дома, не всегда может быть повторено в гостях. Однако пристало ли так обращаться с гостями? И я говорю не только о Вас — Вы толстокожий, выдержите. А те, которые заглядывают на огонек, а встречают здесь огнемет, спастись от нас смогут только отплевываясь. И пойдут к Вам — терпеливому, внимательному, благодушному, образованному. Кто посчитает, сколько душ мы отпугнем от Христа?..


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]