Видел ли Христос сновидения? — Алексею Чумакову


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено свящ. Димитрий Каплун, Православный, РПЦЗ, 05:39:46 10/05/2001
в ответ на: Re (7): Видел ли Христос сны?, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 23:55:34 09/05/2001
 
> А чем это отличается от наших мыслей вообще? Что значит «искаженные» — вот если вы компьютер застанете за ежедневной перетасовкой файлов и их оптимизацией — это столь же «бредовые» сигналы, что и наши сны (хотя конечно тут чрезвычайное упрощение). Мысли это тоже «то, чего нет», а то, что мы думаем.
 
 
Чтобы нам не запутаться, предлагаю употреблять термин «сновидения» вместо «сны». Сон, как таковой, несомненно был Христу свойствен. Теперь поясню, в каком смысле считаю, что «сновидения — это то, чего нет».
 
Если во сне нам является знакомый сосед и предлагает пойти прогуляться, это будет реальностью лишь в том значении, что, возможно, наше тело нуждается в свежем воздухе — и всё. Нам и в голову не придет благодарить наутро соседа за совместную прогулку, так как в сновидении — не было реального соседа, не было и реальной прогулки. Так и в театре, хотя роли исполняютт настоящие актеры и используется реальный реквизит, само театральное действо мы называем ненастоящим, условным, по-существу — лживым.
 
Так и наши сновидения, по-существу, лживы, так как вместо одной реальности являют для спящего сознания совсем другую, уже искаженную реальность. В этом — суть лжи. Ложь не существует сама по себе, но существует лишь как искажение правды, «паразитирует» на ней.
 
Таким образом, наши мысли — это не «то, чего нет». Мысли отражают вполне определенную психическую и духовную реальность, не искажая ее — «мыслю, следовательно, существую», «молюсь», «созерцаю». Я не говорю о содержании мыслей, скажем, о безплодных мечтах или фантазиях, так как в этом случае, «то, чего нет» — это сами фантазии, а не содержащие их мысли, которые отражают реальность сознания фантазирующего субъекта.
 
 
Так и сон, хотя по-существу реален, сновидения — фантастичны, бредовы, лживы — в настоящем нашем состоянии падшего человечества. Сновидения — конечно, не грех, так как здесь нет нашего произволения; но, тем не менее, их содержание — яркий показатель нашего духовного состояния.
 
 
И, наконец, наше состояние и во время бодрствования оставляет желать много лучшего. Рассеяность внимания, блуждание безсвязных мыслей, поток воспоминаний — то, с чем имеет дело, по необходимости, наука, не есть по-христиански нормальное состояние человеческого ума. Вспомним, что естественно-нормальное состояние — это непрестанная молитва.
 
 
А у больного ума — больные сны.
 
 
>Наверное, надо порассуждать о том, как человеческая природа в Христе соединялась с Божественной. Например, зачем Христу было молиться, когда Он единосущен Отцу? Если вдуматься, вопрос близкородственный вопросу о снах (и якобы их невозможности). Потом стоит еще вопрос о том, как ограниченная человеческая природа (мозг человека, в данном случае) сочетается во Христе с всеведением.
 
 
На мой взгляд, это совершенно излишне для этой темы. Но если Вы предложите свои рассуждения на эту тему, постараюсь внимательно в них вникнуть.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]