Отправлено свящ. Димитрий Каплун, Православный, РПЦЗ, 05:39:46 10/05/2001в ответ на: Re (7): Видел ли Христос сны?, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 23:55:34 09/05/2001> А чем это отличается от наших мыслей вообще? Что значит «искаженные» вот если вы компьютер застанете за ежедневной перетасовкой файлов и их оптимизацией это столь же «бредовые» сигналы, что и наши сны (хотя конечно тут чрезвычайное упрощение). Мысли это тоже «то, чего нет», а то, что мы думаем. Чтобы нам не запутаться, предлагаю употреблять термин «сновидения» вместо «сны». Сон, как таковой, несомненно был Христу свойствен. Теперь поясню, в каком смысле считаю, что «сновидения это то, чего нет». Если во сне нам является знакомый сосед и предлагает пойти прогуляться, это будет реальностью лишь в том значении, что, возможно, наше тело нуждается в свежем воздухе и всё. Нам и в голову не придет благодарить наутро соседа за совместную прогулку, так как в сновидении не было реального соседа, не было и реальной прогулки. Так и в театре, хотя роли исполняютт настоящие актеры и используется реальный реквизит, само театральное действо мы называем ненастоящим, условным, по-существу лживым. Так и наши сновидения, по-существу, лживы, так как вместо одной реальности являют для спящего сознания совсем другую, уже искаженную реальность. В этом суть лжи. Ложь не существует сама по себе, но существует лишь как искажение правды, «паразитирует» на ней. Таким образом, наши мысли это не «то, чего нет». Мысли отражают вполне определенную психическую и духовную реальность, не искажая ее «мыслю, следовательно, существую», «молюсь», «созерцаю». Я не говорю о содержании мыслей, скажем, о безплодных мечтах или фантазиях, так как в этом случае, «то, чего нет» это сами фантазии, а не содержащие их мысли, которые отражают реальность сознания фантазирующего субъекта. Так и сон, хотя по-существу реален, сновидения фантастичны, бредовы, лживы в настоящем нашем состоянии падшего человечества. Сновидения конечно, не грех, так как здесь нет нашего произволения; но, тем не менее, их содержание яркий показатель нашего духовного состояния. И, наконец, наше состояние и во время бодрствования оставляет желать много лучшего. Рассеяность внимания, блуждание безсвязных мыслей, поток воспоминаний то, с чем имеет дело, по необходимости, наука, не есть по-христиански нормальное состояние человеческого ума. Вспомним, что естественно-нормальное состояние это непрестанная молитва. А у больного ума больные сны. >Наверное, надо порассуждать о том, как человеческая природа в Христе соединялась с Божественной. Например, зачем Христу было молиться, когда Он единосущен Отцу? Если вдуматься, вопрос близкородственный вопросу о снах (и якобы их невозможности). Потом стоит еще вопрос о том, как ограниченная человеческая природа (мозг человека, в данном случае) сочетается во Христе с всеведением. На мой взгляд, это совершенно излишне для этой темы. Но если Вы предложите свои рассуждения на эту тему, постараюсь внимательно в них вникнуть.
- Re: Видел ли Христос сновидения? — Алексею Чумакову Марина, православная, РПЦ, 07:49 12 мая 2001 (0)
- Re: Видел ли Христос сновидения? Алексею Чумакову Алексей Чумаков, православный христианин, 09:46 10 мая 2001 (0)
- Re (2): Видел ли Христос сновидения? Алексею Чумакову свящ. Димитрий Каплун, Православный, РПЦЗ, 15:30 10 мая 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]