[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено sirina, Православный,РПЦ, 09:28:20 10/05/2001
в ответ на:
"Громкие" тайные молитвы, отправлено
Kirrr,
православный новоначальный, 08:20:39 10/05/2001
> Христос Воскресе! Воистину Воскресе! > Уже не в первый раз встречаюсь с утверждением, что тайные молитвы на литургии когда-то были «явными», то есть произносились в голос. Не могли бы уважаемые знающие соБеседники привести аргументацию этого утверждения, я ее, по своей необразованности, никогда не встречал. > > С уважением > Кирилл Цитата из книги С. Фудуля «Записки о Литургии и Церкви», гл. 9: «...В древности не было тайных молитв священников, т. е. все молитвы, читаемые священником, читались им во всеуслышание: народ, составлявший Церковь, участвовал во всех молитвах ее. Архимандрит Киприан пишет: »Тайные... (молитвы. С. Ф.) современная литургическая практика понимает как «секретные»... в древности было не так... Златоуст ясно поучает нас о том, что молитва совершается священником сообща с народом... При тайном чтении молитв Церковь... лишает верный народ участия в сознательной евхаристической жизни" [81]. Народ же в древности и пел все молитвы. Только с IV-V веков все большую роль в пении начинают занимать особые «певцы» певчие, отделенные от народа. С упадком веры пение в храме начиная с XVII- XVIII веков все чаще принимает совершенно не соответствующее храму оперно-концертное направление. Это одна из тяжелых язв церковной действительности. В XIX веке в репертуаре церковного пения имелись «номера» под такими, например, названиями: «Херувимская веселого распева с выходками», или «умилительная с выход или »с чердака" [82]. Это надо знать, так как это все следы оскудения веры, а это оскудение мы должны преодолевать..." 81. Евхаристия. С. 165-166. 82. См.: Православная богословская энциклопедия / Под. ред. А. П. Лопухина. Пг., 1901. Т. 2. С. 978.
Ответы и комментарии: