Re: Католики и Православные, в чем же разница?!


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 23:43:22 11/05/2001
в ответ на: Католики и Православные, в чем же разница?!, отправлено Фотина, православная, 22:17:46 11/05/2001
 
> — Католическая иконография (значение икон в Католической Церкви, развитие иконографии, влияние Католической иконографии на русскую и наоборот — если наоборот было. Я как-то была на выставке Католических икон и меня заинтересовало то, что на изображениях Богоматери с Младенцем на переднем плане очень часто изображено яблоко, а на одной иконе даже надтреснутый гранат. Я слышала объяснение этому, что Дева Мария — новая Ева. Это так? И что это значит?
 
 
Это скорее вопрос к Wanderer'у. Что касается иконопочитании на Западе вообще, то, насколько помню, позиция во времена Карла Великого была близка умеренным иконоборцам — т.е. икона как «Евангелие для неграмотных». Но в те времена на Запад бежало такое количество защитников икон, а Южная Италия была столь греческой, что в целом разница вряд ли была существенной в практическом плане. Другое отличие в том, что на Востоке стали преобладать плоские иконы, а не статуи и барельефы, как на Западе, а также развилось все нынешнее богословие иконы, канон, стиль, и их богословская подоплека. Если хотите подробнее, надо поднимать историю иконоборческих споров на Востоке и Западе, а также лезть в книгу Успенского. Влияние католической иконографии на русскую довольно сильно, особенно там, где происходили контакты — в Новгороде до 16 века и в имперские времена повсюду. По этому поводу тоже много всего написано.
 
 
> -Что значит Непорочное зачатие Девы Марии?
 
 
Это для кого как. Вот что пишет прот. Георгий Флоровский —
 
Дева Мария — тоже дочь Евы
 
 
Мария избрана для того, чтобы стать Матерью Воплотившегося Господа. Мы должны предположить, что Она была готова к этому необыкновенному служению — подготовлена Самим Богом. Можем ли мы определить, в чем суть и характер этого приготовления? Здесь мы стоим перед антиномией, о которой уже упоминали. Пресвятая Дева — представительница всего человеческого рода, то есть человечества падшего, «Ветхого Адама.» Но Она же — «Вторая Ева;» с Нее начинается новое поколение. Предвечным советом Божиим Она выделена из человечества, но это «выделение» не разрывает Ее сущностной связи с человеческим родом. Можно ли уложить это таинственное противоречие в логическую схему? Римо-католический догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии представляет собой смелую и благородную попытку решения. Но такое решение имеет смысл лишь в контексте особого и в корне неверного понятия о первородном грехе у католиков. Строго говоря, этот «догмат» является лишь ненужным усложнением, а его неудачная терминология затемняет неоспоримую истину кафолической веры. «Привилегия» Богоматеринства зиждется не на «свободе от первородного греха.»
 
 
Поистине, Пресвятой Деве дана полнота благодати, и личная чистота Ее сохранена водительством Святого Духа. Но одно это не избавляет от греха. Грех уничтожен лишь на Древе Крестном, а до Креста он был обычным и всеобщим состоянием человечества, и ни о какой «свободе» от него не могло быть и речи. Грех не был уничтожен даже Воплощением, хотя оно и представляет собой начало нового Творения. Воплощение было лишь основой, «отправной точкой» искупительного деяния Господа. И сам «Второй Человек» входит в полноту славы Своей через врата смерти. Искупление — сложный акт, в котором необходимо различать отдельные элементы, хотя на предвечном совете Божием оно было задумано и решено во всей полноте. Спроецированное на временную ось, единое искупительное деяние распадается на отдельные стадии, которые отражаются друг в друге, а окончательное совершение предвосхищается и прообразуется в каждой из них. У Искупления есть история, и она движется вперед. Мария как Мать Воплотившегося обрела благодать Воплощения, но это не абсолютная полнота благодати, так как еще не исполнилось Искупление. Однако личная праведность возможна и в неискупленном мире, а тем более — в мире, где Искупление совершается. Истинная богословская проблема — проблема Богоизбранности. В Воплощении Мать и Дитя неразрывно связаны. Воплощение — поворотный пункт истории, а всякий поворотный пункт неизбежно противоречив: в нем сочетаются ветхое и новое. Дальнейшее — молчанье. Оставим рассуждения и будем в трепете созерцать явление Тайны."
 
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/maria_florovsky_r.htm
 
 
Там же и том, что Пресвятая Богородица есть Матерь всех верующих, как Ева — мать всех живущих.
 
 
> -У Антония Храповицкого я прочитала что-то для меня странное по поводу того, что слово «пресуществление» по отношению к Евхаристии он называет «чуждым церковному преданию», в то время как по его мнению в Православной  Евхаристии совершается «преложение». Разве между этими понятиями есть какая-то разница?
 
 
Это связано со схоластическим богословием, по которому остается только видимость хлеба. Сама попытка использования философии Аристотеля для «объяснения Таинства» довольно сомнительна. В православии, после преложения перед нами уже не просто хлеб и вино, но истинно Тело и Кровь Спасителя — но и хлеб и вино тоже никуда не исчезают (раз есть свойства, есть природа). Этот  вопрос до посинения обсуждался недавно на кураевском форуме.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]