Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 23:43:22 11/05/2001в ответ на: Католики и Православные, в чем же разница?!, отправлено Фотина, православная, 22:17:46 11/05/2001> Католическая иконография (значение икон в Католической Церкви, развитие иконографии, влияние Католической иконографии на русскую и наоборот если наоборот было. Я как-то была на выставке Католических икон и меня заинтересовало то, что на изображениях Богоматери с Младенцем на переднем плане очень часто изображено яблоко, а на одной иконе даже надтреснутый гранат. Я слышала объяснение этому, что Дева Мария новая Ева. Это так? И что это значит? Это скорее вопрос к Wanderer'у. Что касается иконопочитании на Западе вообще, то, насколько помню, позиция во времена Карла Великого была близка умеренным иконоборцам т.е. икона как «Евангелие для неграмотных». Но в те времена на Запад бежало такое количество защитников икон, а Южная Италия была столь греческой, что в целом разница вряд ли была существенной в практическом плане. Другое отличие в том, что на Востоке стали преобладать плоские иконы, а не статуи и барельефы, как на Западе, а также развилось все нынешнее богословие иконы, канон, стиль, и их богословская подоплека. Если хотите подробнее, надо поднимать историю иконоборческих споров на Востоке и Западе, а также лезть в книгу Успенского. Влияние католической иконографии на русскую довольно сильно, особенно там, где происходили контакты в Новгороде до 16 века и в имперские времена повсюду. По этому поводу тоже много всего написано. > -Что значит Непорочное зачатие Девы Марии? Это для кого как. Вот что пишет прот. Георгий Флоровский Дева Мария тоже дочь Евы Мария избрана для того, чтобы стать Матерью Воплотившегося Господа. Мы должны предположить, что Она была готова к этому необыкновенному служению подготовлена Самим Богом. Можем ли мы определить, в чем суть и характер этого приготовления? Здесь мы стоим перед антиномией, о которой уже упоминали. Пресвятая Дева представительница всего человеческого рода, то есть человечества падшего, «Ветхого Адама.» Но Она же «Вторая Ева;» с Нее начинается новое поколение. Предвечным советом Божиим Она выделена из человечества, но это «выделение» не разрывает Ее сущностной связи с человеческим родом. Можно ли уложить это таинственное противоречие в логическую схему? Римо-католический догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии представляет собой смелую и благородную попытку решения. Но такое решение имеет смысл лишь в контексте особого и в корне неверного понятия о первородном грехе у католиков. Строго говоря, этот «догмат» является лишь ненужным усложнением, а его неудачная терминология затемняет неоспоримую истину кафолической веры. «Привилегия» Богоматеринства зиждется не на «свободе от первородного греха.» Поистине, Пресвятой Деве дана полнота благодати, и личная чистота Ее сохранена водительством Святого Духа. Но одно это не избавляет от греха. Грех уничтожен лишь на Древе Крестном, а до Креста он был обычным и всеобщим состоянием человечества, и ни о какой «свободе» от него не могло быть и речи. Грех не был уничтожен даже Воплощением, хотя оно и представляет собой начало нового Творения. Воплощение было лишь основой, «отправной точкой» искупительного деяния Господа. И сам «Второй Человек» входит в полноту славы Своей через врата смерти. Искупление сложный акт, в котором необходимо различать отдельные элементы, хотя на предвечном совете Божием оно было задумано и решено во всей полноте. Спроецированное на временную ось, единое искупительное деяние распадается на отдельные стадии, которые отражаются друг в друге, а окончательное совершение предвосхищается и прообразуется в каждой из них. У Искупления есть история, и она движется вперед. Мария как Мать Воплотившегося обрела благодать Воплощения, но это не абсолютная полнота благодати, так как еще не исполнилось Искупление. Однако личная праведность возможна и в неискупленном мире, а тем более в мире, где Искупление совершается. Истинная богословская проблема проблема Богоизбранности. В Воплощении Мать и Дитя неразрывно связаны. Воплощение поворотный пункт истории, а всякий поворотный пункт неизбежно противоречив: в нем сочетаются ветхое и новое. Дальнейшее молчанье. Оставим рассуждения и будем в трепете созерцать явление Тайны." http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/maria_florovsky_r.htm Там же и том, что Пресвятая Богородица есть Матерь всех верующих, как Ева мать всех живущих. > -У Антония Храповицкого я прочитала что-то для меня странное по поводу того, что слово «пресуществление» по отношению к Евхаристии он называет «чуждым церковному преданию», в то время как по его мнению в Православной Евхаристии совершается «преложение». Разве между этими понятиями есть какая-то разница? Это связано со схоластическим богословием, по которому остается только видимость хлеба. Сама попытка использования философии Аристотеля для «объяснения Таинства» довольно сомнительна. В православии, после преложения перед нами уже не просто хлеб и вино, но истинно Тело и Кровь Спасителя но и хлеб и вино тоже никуда не исчезают (раз есть свойства, есть природа). Этот вопрос до посинения обсуждался недавно на кураевском форуме.
- Аристотель и логика. partizan, православный, 11:37 12 мая 2001 (0)
- Re (2): Католики и Православные, в чем же разница?! Wanderer, римо-католик, 00:09 12 мая 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]