Re: "Тайные молитвы": громкие и тайные


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, римо-католик, 02:39:51 13/05/2001
в ответ на: Вопрос к Wandereru и прочим знающим -"Громкие" тайные молитвы, отправлено Kirrr, православный новоначальный, 07:31:44 12/05/2001
 
>>>  на страницах, приведенных в ссылке на арх.Киприана, в издании, которое у меня имеется (Храм свв.Косьмы и Дамиана,Москва, 1999), только про ектению об оглашенных написано. А всю книгу я прочитать еще не успел.
 
>>>
 
>> Кирилл, как прочитаешь — расскажи, ладно?
 
>> Через несколько дней еду в Саров, надо многое успеть перед отъездом доделать.
 
>> Успешного изучения св. отец!
 
>
 
> Эх, пока я ее прочту еще год пройдет:-( Да и Петр Дмитриевич ее устарелой ругает. Вот может он ответит, где он читал про тайные молитвы. Петр Дмитриевич, отзовитесь!
 
>
 
> С уважением
 
> Кирилл
 
 
Уважаемый Кирилл!
 
 
Ну вовсе не «устарелой». В отдельных разделах конечно есть маленько. В чем-то с архим. Киприаном можно не согласиться. В чем-то он явно ошибается. В чем-то наука с тех пор упела чег-то нарыть и что-то напереосмыслять... Но в целом книга заслуживает внимание. Я к ней постоянно обращаюсь, чего и Вам желаю.
 
Теперь по существу. По-русски Вы найдете на этот предмет очень мало. Не по-русски тоже.
 
 
В книге архим. Киприана Керна довольно мало сказано о т.н. тайных молитвах в историческом плане, хотя те три страницы, которые он этому посвятил, содержат, на мой взгляд, немало ценных сведений и мыслей. По парижскому изданию (Киприан (Керн), архимандрит  Евхаристия. Париж: YMCA-PRESS, 1947), переиздававшемся у нас в последние гг. репринтом, это с. 165-167.
 
Как уже отмечалось, о. Киприан пишет: «Тайные, как таинственные, мистические, современная литургическая практика понимает как «секретные», потаенные». Сказанное совершенно справедливо в отношении современной литургической практики.  Кроме того, пафос о. Киприана очень правилен с «педагогической» точки зрения. Однако на самом деле с того времени, как иерейские молитвы, читаемые не во всеуслышанье, стали именоваться «тайными», понималось это именно как «секретные». Ведь тайно стали произноситься не только тайносовершительные молитвы (и по-прежнему не все молитвы, которыми совершается то или иное таинство, произносятся тайно): помимо молитв Анафоры, это еще и многочисленные молитвы во внеанафоральных разделах Божественной Литургии, в частн., во время ектений, это тайные молитвы на Преждеосвященной Литургии, это группы иерейских молитв, читаемых (в наст. вр.) в начале Утрени и Вечерни, это главопреклоненные молитвы в целом ряде чинопоследований и еще некоторые тексты. Т.е. мы видим, что большое количество священнических текстов (хотя есть и диаконские), которые по целому ряду признаков предполагали первоначально участие в них народа (посредством слышания и согласия с ними, присоединения народа к ним, выражаемого словом «Аминь» или иными ответами), со временем стали тайными. (Здесь следует отметить, что были также тексты изначально не рассчитанные на участие народа: подготовительные молитвы священника, его молитвы о самом себе, чтобы Господь сделал его достойным служения таинства – и причащения. Но эти молитвы появляются в Литургии позже остальных, хотя раньше «засекречивания» исходно произносившихся во всеуслышанье).
 
Первые сведения о практике тайного чтения Анафоры относятся к Восточной Сирии кон. 5 в. Но хорошо известно, что этот местный обычай еще не становится в это время всеобщим для христианского мира. Более того, очевидно, что упоминаемая архим. Киприаном (с.166) 137-я новелла Юстиниана запрещает подобную практику (однако это свидетельствует о ее существовании в Византийской империи и, возможно, распространении). Тем не менее, уже к кон. 8 в. в Византии тайное чтение большей части Анафоры становится общепринятым. Замечу, что рубриками это не предписывается плоть до позднего средневековья (но рубрики к литургическим текстам тогда вообще были на Востоке явлением исключительным). В подавляющем большинстве исследованных на сей день ранних византийских евхологиев (до 12 в. вкл.) таких указаний нет (исключение составляет т.н. «Кодекс Барберини» кон. 8 в., где указание о тайном чтении содержится в Анафоре Василия Великого, – хотя только после «Свят, свят, свят», – но отсутствует в Анафоре Иоанна Златоуста).
 
На Западе этот процесс немного запаздывал. В сер. 8 в рубрика, из которой можно заключить о тайном характере чтения Анафоры и примыкающей к ней молитвы над предложенными дарами, появляется в одной из франкских богослужебных книг. Риму тогда такая практика была еще не известна, но довольно скоро он заимствует ее уже из Франкской империи. Есть основания полагать, что в галликанской Литургии, использовавшейся франками до введения там римского обряда, эти разделы давно уже читались тайно. Ввиду того, что галликанская Литургия (как и мозарабская в Испании) имела очевидно сирийское происхождение, вполне правдоподобно, что и тайный характер чтения Анафоры заимствован непосредственно из Сирии.
 
Как бы там ни было, к наступлению 2-го тыс.-л. эта практика распространяется во всем христианском мире, вкл. и дохалкидонские Церкви.
 
(Немного о происхождении и становлении этой практики в византийском богослужении есть в недавно выпущенном Библейско-богословским ин-том переводе книги английского византиниста англиканского священника Хью Уайбру «Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда» (М.: Изд. ББИ 2000, с. 102-104).
 
Проблема развития и утверждения этой практики пока еще изучена слабо, спорадически и только ожидает своего скрупулезного исследования. Еще с большим правом это можно отнести к проблеме происхождения, а главное – причин, мотивов появления и становления тайного чтения молитв в христианском богослужении.
 
О. Киприан со ссылкой на проф. А. Голубцова – и не вдаваясь в подробности – приводит (с. 166) три фактора, повлиявших на это:
 
1) удлинение состава молитв;
 
2) disciplina arcana (т.е. замкнутая, тайная для внешних – и закрытая также для  провинившихся! –дисциплина раннехристианских общин);
 
3) прекращение всеобщего и частого приобщения.
 
1-я причина представляется мне маловероятной и разве что впоследствии косвенно повлиявшей на процесс (к тому же лично я сомневаюсь, не опережало ли «следствие» эту «причину»). 2-я причина видится мне наименее вероятной, поскольку рассматриваемся практика складывается уже тогда, когда, по большому счету, disciplina arcana осталась в прошлом. 3-я причина, на мой взгляд, тесно связана с практикой «засекречивания» молитв, но является всё же не причиной, а одним из компонентов того же процесса, который включал и введение этой практики.
 
Нередко приходится встречать и такое объяснение: «засекречивание» произошло в целях утаить сакраментальные тексты от язычников, дабы те не  могли их использовать в языческих ритуалах. Это объяснение представляется мне высосанным из пальца (как уже отмечалось, далеко не все тайносовершительные тексты стали тайными, а многие тексты совсем не сакраментального свойства, наоборот, «засекретились»), измышленным уже много позже для оправдания сложившейся практики.
 
Нередко высказываемое мнение о процессе «засекречивания» части священнических текстов как об одном из результатов возрастающей клерикализации Церкви кажется мне более правдоподобным, но опять же далеко не полностью раскрывающим корни и суть этого процесса.
 
Куда ближе к решению этой загадки подходит, на мой взгляд, один из известнейших литургистов минувшего столетия тирольский иезуит о. Йозеф Юнгман. Рассматривая вопрос о том, что франки могли заимствовать тайное чтение анафоральных молитв вместе с самими этими молитвами из Сирии, он походя высказывает такое предположение: «Вполне возможно, здесь [в Сирии – П.С.] по-прежнему были живы воспоминания языческой древности» [к сожалению, мне доступен в данный момент только англ. пер. этой книги, так что цитирую по нему: Jungmann, J.A. The Mass of the Roman Rite. Its Origin and Development. New York 1961, p. 357; нем. оригинал: Jungmann, J.A. Missarum sollemnia. Eine genetische Erklärung der römischen Messe. Wien, 1949 (там это будет находиться во 2-м томе, примерно в районе с. 108-110)].
 
У меня есть некоторые собственные гипотезы по этому поводу, но они требуют дополнительного исследования. Надеюсь, Бог даст мне когда-нибудь завершить его и опубликовать свои соображения.
 
 
С почтением,
 
П. Сахаров
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]