Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 08:51:47 15/05/2001в ответ на: Re (2): болезнь и смерть, отправлено Братец Дык, православный (OCA), 08:01:33 15/05/2001>разница тут заключается в том, когда Христос принял на Себя последствия грехопадения человека: один раз, когда Он Воплотился, или «допускал» эти последствия в «индивидуальном порядке» по мере надобности. > Второе, похоже, является той же ересью автортодокетов. Вот Александр тут поместил очень полезную ссылку на Зайцева, у него все кратко и ясно. Вот, например, место где есть ответ на Ваш вопрос: «афтартодокеты утверждали, что Христос воспринял природу первозданного Адама, и тело Его уже в Воплощении было свободно от всякого тления. Все так называемые »безукоризненные" страсти Господа (голод, жажда, страх смерти, муки на Кресте и т. п.), по мнению учителя афтартодокетов Юлиана Галикарнасского, являлись для человечества Христа особыми актами сверхъестественного снисхождения, были своего рода назидательными «обманами». Забегая вперед, следует отметить, что, по учению православных Отцов, понятие «снисхождение» (кеносис) нужно относить к Личности Христа, т. е. к Богу Слову, а никак не к воспринятой Им тварной природе. Поэтому, как учил, например, свт. Афанасий Великий, сверхъестественными для человеческого естества Спасителя были совсем не акты страдательного «снисхождения», а, напротив, проявления первозданной нетленности, (нерастленное Рождение, хождение по водам, Преображение и т. п.), которая до Воскресения была только потенциальной, т. е. возможной исключительно в силу ипостасного единства с Божеством. И лишь после Воскресения эта нетленность, так сказать, актуализировалась, стала неотъемлемым качеством человеческой природы Христа. «Так произошла и смерть; писал свт. Афанасий, тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески» (Творения. Т. 3. М., 1994. С. 321). Для обоснования своего мнения афтартодокеты использовали два основных довода. Во-первых, соединившееся со Словом тело, считали они, просто не могло не отложить тления. И во-вторых, новый и небесный Адам должен быть свободен от тления, которое не было присуще и ветхому Адаму до его грехопадения. Прп. Анастасий Синаит (VII в.), возражая против первого соображения еретиков, справедливо замечал, что «...не по иной причине божественное Слово небесный и истребляющий огонь приняло человеческое естество, разве только такого рода наших страстей, чтобы, соединив их со Своим естеством духовного огня, т. е. с Божеством, очистить человека, подобно тому как в плавильне, и восстановить его в состоянии бесстрастия, бессмертия.., чем он был украшен при первом своем рождении». Опровержение второго довода можно встретить в полемическом «Диалоге против афтартодокетов» Леонтия Византийского (VI в.): «Господь пришел не для того, чтобы сделать здоровым невинного Адама, но скорее виновного в грехе и уже павшего, чтобы, пострадав вместе с ним, вместе с Собою также и поднять его» (цит. по: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. Примечания. С. 433). Позднее заблуждения автартодокетов опровергал прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), который, в основном, следовал за ходом мысли Леонтия Византийского. В главе «О тлении и гибели (истлении)» «Точного изложения православной веры» он говорит о двух различных значениях понятия тление. Первое несвязанные с произволением, а потому и безгрешные проявления падшей человеческой природы, т. е. так называемые неукоризненные человеческие страсти (голод, жажда, утомление, смерть и т. п.). Второе значение тления, которое прп. Иоанн именует гибелью и истлением, это посмертное разложение человеческого тела на составные элементы. Тело Господа было тленным в первом значении и потому по закону естества, которому Бог Слово свободно Себя подчинил, должно было умереть (сравн. у свт. Афанасия Великого: «Не могло оно не умереть, как смертное...» [Т. 1. С. 231]; или: «Да умолкнут утверждающие, что плоть Христова недоступна смерти, но бессмертна по естеству» [Т. 3. С. 298]). Но, в силу ипостасного соединения с Божеством, тело Христа не могло истлеть, т. е. разложиться. Оно воскресло в обновлении и славе, полностью освобожденное от действия безукоризненных страстей следствий Адамова падения..."