Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 22:11:37 15/05/2001:Так как речь на форуме зашла, в частности, об иконопочитании, предлагаю форумцам, интересующимся этой темой, свое сообщение с другого форума. >Итак, уважаемые участники, после длительных словопрений, всё пришло к логическому тупику: 1) Изобразить художественно можно только вид плоти. 2) Бог есть дух. 3) Изображение Сына Человеческого будет изображать лишь плоть Сына Человеческого. Таким образом, если мы возьмём догмат об иконопочитании, и прочитаем: «Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней» то сделаем вывод: поклоняющийся иконе Иисуса Христа поклоняется плоти Иисуса Христа. >Пока что мы приходим к выводу, что невозможно изобразить Бога на иконе. И в то же время, я согласен, что ЕСЛИ БЫ можно было изобразить Бога на иконе то тогда поклоняющийся такой иконе поклонялся бы Богу. >Если Дух Божий изобразить нельзя, то значит только плоть остаётся. На иконе можно изобразить только плоть. Очевидно? Мне да. Поздравляю (вполне искренне). Вы вновь открыли так называемый «христологический аргумент», который доставил немало неприятности иконопочитателям в 8-м (а затем в 9-м) веке. Сформулировал этот аргумент император-иконоборец Константин Копроним (справедливости ради, надо сказать, что его аргумент был более сложным, у него была вторая часть) и повторил иконоборческий собор 754 г. в Иерии. Иконоборцы его называли, кстати, 7-м Вселенским (но без всяких на то оснований). Лет через тридцать настоящий 7-й Вселенский собор восстановил иконопочитание, но нельзя сказать, чтобы основательно разобрался с аргументами Копронима. Еще через 30 лет еще один император ввел иконоборчество (иконобочеством увлекалась армия) так называемое 2-е иконоборчество. И вот тут уже св. Феодору Студиту и св. патр. Никифору Исповеднику пришлось основательно разбираться с аргументацией противника (которая не слишком за это время изменилась) в лице лже-патриарха Иоанна Грамматика и его «собора», и они это сделали с блеском. >>Иисус Христос нес в себе двойную природу, Божию, и человеческую плоть. Икона Иисуса Христа очевидно способна изобразить только часть изображение человеческой плоти, и никак не может изобразить главное природу Божию. Вопросы изобразимости (и многие другие) решались указанными авторами в 3-х Антирритиках (Опровержениях иерийского собора). Вот краткая (и упрощенная) сводка результатов. Что является изобразимым? Природа Божия, разумеется, неизобразима. Но неизобразима и всеобщая (то общее, что созерцается в людях) человеческая природа (в этом были согласны обе стороны). Она определима лишь логически (хотя и существует реально). Изобразимо не общее в людях, а то, что, наоборот, их отличает друг от друга, то есть не природа, а ипостасные отличия. Итак, на иконе изобразимы ипостасные человеческие особенности Иисуса, а не природа. Это почти совпадает с Вашим выводом, но все меняют слова «не природа». На иконе изображается не человеческая природа Христа, а Его Ипостась. Природ у Христа две, божественная и человеская, а Ипостась лишь одна божественная. Это Ипостась Второго Лица Св. Троицы, Которая с момента Воплощения взяла на Себя (а лучше сказать, сформировала из Самой Себя) облик человека Иисуса «на равных правах» со Своими ипостасными особенностями Сына Божия, оставшись при этом неизменной, как и полагается Божественной Ипостаси (в этом в православном понимании состоит основной парадокс-таинство Воплощения соединения Бога со Своим творением). Итак, на иконе (я говорю только об иконе Христа) присутствует не что-нибудь, не какое-нибудь «изображение человеческой плоти», а Сама Ипостась Сына Божия, а Божественной ипостаси божественное почитание. И все. Иконоборчество (с богословской стороны) было разгромлено с самых что ни на есть православных позиций. P.S. На всякий случай напомню, что согласно православному пониманию человество Христа не было до Воплощения конкретным человеком, то есть общая природа + ипостасные особенности. То есть Свой облик Иисус взял ни откуда-нибудь, а из Самого Себя (а общую природу у Матери). Так что на иконе воистину облик Божественной Ипостаси Сына Божия.
- Некоторые схолии... partizan, православный, 12:49 16 мая 2001 (0)
- Re: Некоторые схолии... Евгений, Православный, РПЦ, 18:25 16 мая 2001 (0)
- еще вопрошания... Алексей Чумаков, православный христианин, 21:10 16 мая 2001 (0)
- Иконы и учение об обожении Евгений, Православный, РПЦ, 16:58 17 мая 2001 (0)
- Re: Иконы и учение об обожении Алексей Чумаков, православный христианин, 20:33 17 мая 2001 (0)
- Необходим пример из жизни:) partizan, православный, 11:55 18 мая 2001 (0)
- не тянет. _Olga_, крещ РПЦ, 20:33 18 мая 2001 (0)
- пример из жизни Алексей Чумаков, православный христианин, 20:05 18 мая 2001 (0)
- Re: Необходим пример из жизни:) hellenophilos, orthodoxos, 19:54 18 мая 2001 (0)
- Re (2): Необходим пример из жизни:) Алексей Чумаков, православный христианин, 20:11 18 мая 2001 (0)
- Re (2): Иконы и учение об обожении Евгений, Православный, РПЦ, 21:54 17 мая 2001 (0)
- Re (3): Иконы и учение об обожении Алексей Чумаков, православный христианин, 20:44 18 мая 2001 (0)
- Вопрос Евгению Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 10:46 18 мая 2001 (0)
- библиография Евгений, Православный, РПЦ, 13:18 18 мая 2001 (0)
- Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня _Olga_, крещеный РпЦ, 22:54 17 мая 2001 (0)
- apropos Алексей Чумаков, православный христианин, 21:53 17 мая 2001 (0)
- Это точный перевод?(-) _Olga_, крещ РПЦ, 22:58 17 мая 2001 (0)
- Думаю что точен (-) Алексей Чумаков, православный христианин, 23:48 17 мая 2001 (0)
- Думаю что точен (-) Алексей Чумаков, православный христианин, 23:48 17 мая 2001 (0)
- Re: Вопрошания на вопрошания... Фотина, православная, 12:33 17 мая 2001 (0)
- Re (2): Вопрошания на вопрошания... _Olga_, крещеная РПЦ, 17:32 17 мая 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]