Некоторые схолии...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan, православный, 12:49:29 16/05/2001
в ответ на: Об иконопочитании, отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 22:11:37 15/05/2001:

 
> Что является изобразимым? Природа Божия, разумеется, неизобразима. Но неизобразима и всеобщая (то общее, что созерцается в людях) человеческая природа (в этом были согласны обе стороны). Она определима лишь логически (хотя и существует реально).  
 
 
1. Лучше сказать не «логически», а «умозрительно» или «умосозерцательно». То есть «логически», что в переводе на бытовой язык означает «с точки зрения здравого смысла» человеческую природу «определить» можно только в смысле того, чтобы увидеть общее, созерцаемое в отдельных ипостасях. Но «определить» в смысле «понять» нельзя. Понимание природ вообще (и человеческой в частности), называемое по другому «ведением сущих», согласно преп. Максиму доступно только чистому уму, освободившемуся от страстей.
 
Существует же реально, а не в примышлении, природа потому, что она есть логос Бога.
 
 
2. Существует устойчивое выражение «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу». Следует пояснить, что данное положение верно, если мы понимаем, что существует вполне объективная связь между образом и первообразом. То есть связь «образ»-"первообраз" не плод нашего примышления или воображения, а реальность. И связь эта существует в той мере, в которой образ обладает энергиями первообраза.
 
Попутный вопрос: как быть с образом, если он потерял свое «подобие» первообразу?
 
Преп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении...» говорит, рассуждая об образе Креста Христова, что мы покланяемся образу Креста из какого бы мателиала он бы не был сделан. Однако, если вдруг крест-образ вдруг поломался и соответственно перестал «быть похож» на Крест Христов отнюдь не должно почитать сам материал, из которого крест был сделан.
 
До этого преподобный говорит также, что если бы по «тонком примышлении» мы смогли различить плоть Христову и Его Ипостась, то  не должно покланяться «так различенной» плоти Христа. Другое дело, что это «тонкое примышление» не имеет смысла, так как, если мы можем свободно брать в руки кусок дерева, отнюдь не означает, что мы возьмем в руки дерево, находящееся в огне.
 
 
Андрей
 
 
P.S.
 
Что касается «почитания материала».
 
>Если мы рассматриваем иконы, то «почитаем» мы материал, вещество и т.д. А «действию» иконы, которое есть «действие» Бога мы покланяемся, так как это самое «действие» есть Бог.
 
 
Некоторые от старших братий указали мне на неточность словоупотребления ««почитаем» мы материал», как соблазнительного. Действительно фраза неудачная. Почитание и поклонение действительно употребляется отцами (в частности преп. Иоанном Дамаскиным) как синонимы, в чем и мы будем следовать за ними. К материалу, веществу иконы мы скорее «благоговейно относимся», ибо, несмотря на вышеприведенные слова преподобного, никто из православных не дерзнет просто выкинуть пришедшую в негодность икону или, скажем, обломки креста.
 
Конечно мы не будем, как иудеи, «хоронить» эти вещи, но благочестиво уничтожим и уберем остатки в «непопираемое место», воздавая должную честь тому, что было «вместилещем Божества».


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]