Re (2): Иконы и Евхаристия: католический и православный взгляд


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, римо-католик, 16:42:35 16/05/2001
в ответ на: Re: Иконы и Евхаристия: католический и православный взгляд, отправлено Дарья, Православная, 15:35:23 16/05/2001
 
> Ответьте, пожалуйста, на вопрос: на каком остновании католическая церковь лишает верующих причащения Крови Христовой?
 
 
Сложилась такая практика к 13 в. по не вполне понятным причинам: установить это на основании письменных текстов с определенностью невозможно. Я полагаю, что главная причина была в еще большем подчеркивании различия между клириками и мирянами (то, что я называю «клерикальным эзотеризмом»: неравная доступность тех или иных мистических уровней — своего рода проецирование языческого эзотеризма на христианство; но это имхо).
 
Тридентский Собор подвел под это доктринальную базу: в каждом из евхаристических видов пребывает всецелый Христос. По сути правильно, только Сам Христос почему-то преподал Свое Таинство под двумя видами и над чашей сказал: «Пейте из нее ВСЕ...».
 
Это обстоятельство стало особенно остро осознаваться по мере возрождения литургической жизни в КЦ сер. 20 в. Поэтому 2-й Ватиканский Собор, признавая незыблемость учения Триденсткого о пребывании Христа в евхаристических видах, рекомендовал постепенное (с учетом консерватизма) введение причащения мирян под двумя видами.
 
Сейчас вопрос об этом решается на уровне поместных Церквей. Во многих местах прияащаются уже только под двумя видами. Кое-где это практикуется только в отдельные дни или на мессах с небольшим числом участников. В других местах сохраняется старая практика (к сожалению, в большинстве приходов России). Причины сохрания старой практики, имхо: 1) консерватизм; 2) косность и лень (новая практика технически чуть-чуть более сложна; не каждый священник охотно отказывается от того, чтобы служить так, как он давно уж привык).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]