Отправлено Crossader, православный (РПЦЗ), 02:29:41 17/05/2001в ответ на: Re: Еще об экстрасенсорике — о контактах с духами., отправлено Sunny Morning, православие, 20:35:46 16/05/2001Так. Сначала после опрометчивого утверждения, что в Библии и слова нет об «экстрасенсорике», когда Вам ясно показали, что Вы не правы и Вы это просто проглотили без всякой реакции, как будто «я тут и не при чем», последовал ряд не менее опрометчивых утверждений. Поговорим же о том, о чем Вы так с легкостью рассуждаете. Ну, зачем Серафим Роуз написал свою книгу – Вам уже достаточно остроумно ответили. На этом останавливаться не будем. Честно говоря, мне показалось, что у Серафима Роуза достаточно ясно описаны различия между «духовными очами» и «чувственными». Я заостряю лишь Ваше внимание. Чувственное представление о мире духов человек ищет прежде всего сам. В начале просто из любопытства, может быть и случайно, а потом, познакомившись поближе – специально. Здесь у человека всегда есть выбор – делать или не делать. Опрометчивый человек, прельщенный человек, понятно, выбирает – делать. Интересно же. Потом всякие интересные перспективы открываются, можно прозорливым стать, целителем, просто кем-то совсем неординарным и популярным и т.д. В духовном видении человек не нуждается сам. Здесь другое. Здесь Бог ставит перед фактом без всякой на то человеческой воли. Он ставит перед фактом, он руководит и направляет. Здесь Воля Божья, а не воля человеческая, не ВЫБОР, а ФАКТ. Кстати, с архимандритом Софронием здесь действительно есть хороший «пример». Я не являюсь поклонником его творчества и как-то особо не стремился никогда читать его, потому просто сошлюсь на мнение одного достаточно известного церковного журналиста Егора Холмогорова. Вы не поленитесь, почитайте, пожалуйста. - Теперь, после этого «методологического введения» о самом о. Софронии. Ваш вопрос подвиг меня к тому, чтобы открыть книгу, которую я не открывал, наверное, года четыре вышедший в 1994 г., в Петербурге, в издательстве САТИСЪ сборник архим. Софрония «О молитве». Открыл и очень четко осознал, что с теми мими друзьями из прихожан МП, которые зачитываются этими произведениями, ставят у себя среди икон фотографию их автора, цитируют его как великий духовный авторитет мы попросту разные люди и разные христиане. Потому я и уверен, что обречены провалы сблизить с Патриархией всех истинно-православных христиан, что у нас уже и духовность разная пахнуло от книги чем-то бесконечно чужим и далеким. Не знаю, режут ли Вам слух подобные слова и высказывания: "Подлинная молитва, единящая нас с Всевышним, есть ни что иное, как свет и сила, сходящие на нас с небес. Она по сущности своей трансценлирует нас в иной план. В этом мире нет источника энергии для нее." (с. 9)? Подобного рода словес в этой книге немало. Еще больше в ней слова «я», столь чуждого всем святым подвижникам Православия. Сама книга может быть отнесена скорее всего к лрическому жанру рассказа автора о своих мистических переживаниях и духовном опыте. То есть мы встречаемся со страшной опасностью подменой общецерковного опыта, Святого Предания личным духовным опытом, замена святоотеческй традиции претензией на особые, личные мнения, «согласованные напрясмую с Богом». Эти откровенные субъективность и «лиризм» меня более всего и смутили. Вот характерный пример. Как рассуждает о. Софроний о прелести: >"Духовник при встрече с лицами, которые говорят ему о своих видениях, заботиится прежде всего о том, чтобы верно распознать источник видения: было ли оно истинно дано Свыше, или только порождением возбужденной фантазии, ии следствием влияния неприязненных (???-Е.Х) духов. Задача подчас трудная и чрезвычайно ответственная. Если данное от Бога мы припишем сопротивной силе, то рискуем впасть в хулу на Духа Святого. И наоборот: если демоническое действие признаем за Божетственное, то толкнем доверяющего нам исповедника на почитание демонов. Отсюда всем без исключения духовникам необходима усердная и постоянная молитва вообще и на каждый отдельный случай, чтобы Сам Господь сохранил его от погрешностей в суждениях своих. Когда духвнику положение вещей неясно, то у него в распоряжении остается «психологическй прием»: предложить исповеднику быть недоверчивым ко всякого рода особым явлениямю ... Конечно, такой метод не более чем паллиатив, и прибегать к нему не должно легкомысленно. Опыт показал, что когда кто-либу искушает брата своего, то тем самым толкает его на раздоажение и огорчение" Если бы статья не называлась с претензией «О духовническом служении» (Из записок афонского духовника), то можно было бы просто предположить, что автор неполон и изложил только часть дела, а остальное попросту подразумевает. Но само название работы должно требовать предельной полноты и корректности. Сравним же это с записками другого афонского духовника о. Иеронима, жившего в прошлом веке. Сравним, прежде всего, сам подход к проблеме. Идет разговор монаха с духовником о бывших монаху видениях, в частности монах упоминает о двух видениях особенно тайных, которые даже духовнику ему не велели рассказывать: 1.Когда монах плыл на лодке, то волны морские, ветер, птицы, деревья и камни восхваляли Бога. 2. Монах увидел бездонный купол, и уже совсем устремился в него, но убоялся и удержал себя. И вот что отвечает духовник: > Вот, видишь ли, о. Феофан, я справедливо поздравил тебя с прелестью. Выслушай мое объяснение: когда я был еще в миру и мне случилось прочитать Шестоднев св. Василия Великого, в котором есть объяснение 148 псалма, где св. Василийговорит, что некоторые думают, будто поименованные в псалме творения, одушевленные и неодушевленные, непосредственно хвалят Творца, но это несправедливо, ибо они не имеют разума, а другие и чувств не имеют: только разумные творения способны хвалить Творца за многоразличную красоту и премудрую гармонию природы, а сама природа не имеет сознания хвалить Творца своего; хотя и приходили ко мне некоторые пустынники и гворили противное, но я сего никогда не приму. Вот, видишь-ли , старче, как св. отец разрешил твое видение? А предлесть знала, что я об этом предмете имею правильное познание, потому и не велела тебе сказывать мне о сем, дабы нудуть тебя самомнением, что будто бы ты умнее дурака духовного отца твоего. >Также и другое высокое видение твое , о котором не велено объяснять мне, пахнет тоже прелестью, ибо виденный тобою великий храм являет свободную игру демонского воображения вещественного, и ты имел в то время свободу твоего ума, который ты мог возвратить назад к себе, ибо в истинном видении этого не бывает: там только ум видит то, что ему показывается, но не имеет свободы сократить или умножить, продолжать или остановитть видение. Смотри в Добротолюбии объяснение о сем преп. Григория Синаита разговор его с преп Максимом Кавсокаливским, когда св. Григорий спросил его: что во время восхищения ума, имеет ли он свободу? Преп. Максим отвечал: нет, ум тогда не имеет никакой свободы своей, а только водится благодатью! Поэтому и другие св. отцы единогласно говорят, что истинное, благодатное видение должно быть всегда невольное, за которое человек не отвечает, а за вольное принятие видения человек отвечает. Потому-то св. Отцы советуют, чтобы добровольно ничего не принимать, и даже ничего и не желать видеть и слышать, хотя бы что показалось и истинное. Даже и снам не каким не верить, ибо через веру в них многие погибли. Даже и невольному видению не должно верить совершенно, без рассуждения и откровения о сем опытным, но всегдв иметь оное под сомнением, ибо Один Бог весть оное истинное-ли оно, или ложное.... Надеюсь, что Вы, Александр, не утомились длинной цитатой, но зато почувстввовали разницу ы двух духовнических подходах опора на учение отеческое, на твердый камень церковного опыта у о. Иеронима, и доверие к «психологическим ходам» и личному духовному опыту у о. Софрония. Не собою назначен духовник, но Церковью, не свое суждение он произносит, но тех, кому дана власть вязать и решить. Именно на основе общецерковного опыта должно выноситься всякое суждение в таком тонком деле как духовничество, да и в любом пастырском деле. У отца же Софрония чувствуется острый привкус субъективизма, привкус совершенно искажающй всякое восприятие его сочинений, заставляющий сквозь них продираться не без трудностей. Немало там ярких, мудрых и светлых мыслей, большинство из них почерпнуты автором от Отцов, но оболочка у всего этого явно не отеческая по духу. Это не только мое мнение. Помнится в номере 2 сборника работ воспитанников МДА я встретил одно, кажется кандидатское сочинение, посвященное разору воззрений о. Софрония, там тоже были отмечены его крайне субъективистско-либеральные аскетические и богословские воззрения. А вот какие примеры я обнаружил в воспоминаниях о Симеона, одного из учеников архим. Софрония. >А потом добавил: «Да и вообще, что вам еще остается? Вы же не можете повернуть назад. Перед вами пропасть? Ну прыгайте, прыгайте!» И тут он разразился громким смехом: «Я-то уже прыгнул теперь ваша очередь!» > «Послушайте, у меня ведь все то же самое! Однако я не могу препираться с Богом, потому что ОН дал мне конечно, довольно скупо, способность не препираться с Ним. Так что делайте как я!» > «Не беспокойтесь, посмотрите на меня! Бог совершил со мной то, что мог; может быть удалось и неплохо, ничего не знаю, об этом Ему судить». (Альфа и Омега. № 2(5). Москва. 1995. с. 187. В общем слово «я» вырывается из уст о. Софрония не реже чем из моих. Я вот, правда, никого не рискую учить молитве... Сама установка о. Софрония на создание «Добротолюбия ХХ века» фактическую замену всего святоотеческого наследия одним лишь старцем Силуаном, распространение его личного духовного пути как универсального явления совершенно неправославна по духу. Она скорее напоминает опыт создания католических орденов. Возникшая и весьма активная Ассоциация преп. Силуана Афонского (при всем моем уважении к лично мне знакомым ее деятелям) также есть некоторая подмена целостного отеческого аскетического учения на опыт одного из афонских подвижников и его жизнеописателя. То, что за «интерпретацию» наследия преп. Силуана взялись прежде всего либеральные парижане, уже соорудившие конфетку в стиле «make love not war» при том, что главный аскетический совет самого старца был впостоянном памятовании грозящей нам душевной погибели, бушующего вокруг нас адского водоворота ("Держи свой ум во аде и не отчаивайся", также не внушает никакого оптимизма. Тот же дух чувствуется и в цитируемом Вами обращении. Есть, в этих, слегка прикрытых смирением, словах и претензия на исклчительное положение, на то самое «старчество» > ...Если примем за внимание мой возраст... я теперь де-факто являюсь старейшим из духовников Православной Церкви. Есть и явная подмена объективности церковного опыта субъективностью личного «откровения» >И еще последнее дерзание мое: скажу, что Дух Божий извещает меня об истинности слов моих относительно Русской Церкви и ее богоданного Патриарха. > Умоляю вас всех, послушайте слово, которое дает мне Бог и за которое вся ответственность на мне, Дерзает отец Софроний на страшное дело призвать к послушанию себе всех иноков России, беря на себя все последствия, весь грех, если путь подчинения МП, на который он призывает встать всех иноков есть путь ложный. Дай Бог, чтобы Господь не послушал этой клятвы, и не взыскал по ней с клянущегося.