Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 16:58:20 17/05/2001в ответ на: еще вопрошания..., отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 21:10:16 16/05/2001>>Существует устойчивое выражение «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу». Следует пояснить, что данное положение верно, если мы понимаем, что существует вполне объективная связь между образом и первообразом. То есть связь «образ»-"первообраз" не плод нашего примышления или воображения, а реальность. И связь эта существует в той мере, в которой образ обладает энергиями первообраза. >Мне казалось, что когда говорится о восхождении чести (почитания) первообразу, главным является сама связь, восхождение «верою и любовию». >Вот это и есть связь: мы знаем, кто изображен на иконе, мы молимся ему. Реальна ли эта связь несомненно, настолько, насколько реальна вера и молитва. >Вычленения некоего «автономного» действия тут хотелось бы избежать. Иными словами, тут главное вера и молитва изображенному, для чего образ может служить пособием и посредником, как бы «проводником» благодати. >"...Феодор Студит не проявил колебаний и энергично взялся за исправления, указывая, что Бог на иконе присутствует не больше и не меньше, чем в любом другом куске дерева...» >Это, вероятно, действительно так если брать икону без стоящего перед ней верующего и молящегося изображенному на ней (но не самой иконе). Реальное божественное присутствие, кажется, подразумевает связь веры оно есть там, где есть, например, молитва. Нет, это не так. Во всяком случае относительно взглядов преп. Феодора Студита на этот вопрос. Икона действует вне зависимости от молитвы и веры (и вообще присутствия кого-нибудь перед ней). В доказательство этого утверждения (Антирритика 2, 19. Творенiя преподобнаго Феодора Студита въ русскомъ переводе. Изд. С.-Петербургской Духовной Академiи. Тт. I, II; Прилож. къ журналамъ Церковный Вестникъ и Христiанское Чтенiе; Санкт-Петербург, 1907, 1908) преп. Феодор Студит приводит случай (описанный в Житиях), когда некие иудеи, собравшись, решили совершить над иконой Спасителя все то, что их отцы совершили над Самим Господом. Они плевали в лицо изображения Христова, ударяли его по лицу, били тростью, пронзили руки и ноги изображения гвоздями, поили его уксусом и, наконец, пронзили ребро изображения копьем. “И, когда это совершилось, тотчас из иконы вытекла в изобилии кровь и вода”. Итак, в образе Христовом, заключает св. Феодор, действует и страдает Сам Христос. Но из «автономного» действия иконы, казалось бы, вытекает многобожие? И такие упреки делались иконоборцами в адрес православных. Вот что отвечает на это св. Феодор. “Еретик. В результате, как говорят, получается, что называются многие Господами и Христами, по различию изображений; а отсюда многобожие; у нас же один Господь и Бог покланяемый. Православный. Что это такое? Разве не Господь (Бог) Отец? Разве не Господь Бог Сын? Разве не Господь Дух Святый? Разве не Бог, Бог и Бог? Да, конечно. Но разве, поэтому, три Бога и Господа? Это нечестиво. Один Бог и Господь. Также, любезный, следует понимать и относительно икон: хотя изображений по числу и много, но один Христос, а не многие; также и Господь один и тот же, а не различные. Пойми же, как там единое название Бог и Господь не препятствует природе разделяться на три лица, так и здесь призывание одного имени (возводит) многие образы к единому виду; из этого видна пустота твоего неразумного возражения” (Антирритика 1, 9). Там где переводчики перевели «возводит многие образы к единому виду», наверняка, стоит слово «эйдос» (вид), а может и «характир» (образ). Надо будет посмотреть в греческом тексте. В таком контексте это слово у св. Феодора означает не «вид» в смысле часть «рода», а 1) на языке эстетики иконографический тип, основу которого составляет надписание, 2) на языке богословия ипостасные особенности (облик) Ипостаси Логоса после Воплощения. То есть на иконе пред нами Сама Ипостась Логоса. Еще более ясно выражает свою мысль св. Феодор в письме 195 ("К Иоанну Грамматику"). Если бы мы считали, пишет он, что у иконы и у Христа разные ипостаси, то были бы идолопоклонниками, но «не отличная от Христовой ипостась в иконе Его, но та же самая ипостась Христа, или выражение (характир) по виду (морфи) образа (эйдос) Его, созерцается в иконе и почитается поклонением» (даю в том же переводе СПДА). Итак, икона не просто доска, не проводник благодати и не аккумулятор, но в ней присутствует в Сама Ипостась Логоса, Его человеческий облик без человеческой природы, так же как в Евхаристии Его человеческая природа без облика. И то и другое обожено и исполнено благодати. Теперь сами судите, насколько такое понимание отличается от католического. Да и от нашего в духе «школьного богословия». Православие Отцов, если в него вникать серьезно, полно сюрпризов.
- Re: Иконы и учение об обожении Алексей Чумаков, православный христианин, 20:33 17 мая 2001 (0)
- Необходим пример из жизни:) partizan, православный, 11:55 18 мая 2001 (0)
- не тянет. _Olga_, крещ РПЦ, 20:33 18 мая 2001 (0)
- пример из жизни Алексей Чумаков, православный христианин, 20:05 18 мая 2001 (0)
- Re: Необходим пример из жизни:) hellenophilos, orthodoxos, 19:54 18 мая 2001 (0)
- Re (2): Необходим пример из жизни:) Алексей Чумаков, православный христианин, 20:11 18 мая 2001 (0)
- Re (2): Иконы и учение об обожении Евгений, Православный, РПЦ, 21:54 17 мая 2001 (0)
- Re (3): Иконы и учение об обожении Алексей Чумаков, православный христианин, 20:44 18 мая 2001 (0)
- Вопрос Евгению Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 10:46 18 мая 2001 (0)
- библиография Евгений, Православный, РПЦ, 13:18 18 мая 2001 (0)
- Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня _Olga_, крещеный РпЦ, 22:54 17 мая 2001 (0)
- apropos Алексей Чумаков, православный христианин, 21:53 17 мая 2001 (0)
- Это точный перевод?(-) _Olga_, крещ РПЦ, 22:58 17 мая 2001 (0)
- Думаю что точен (-) Алексей Чумаков, православный христианин, 23:48 17 мая 2001 (0)
- Думаю что точен (-) Алексей Чумаков, православный христианин, 23:48 17 мая 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]