Re: Иконы и учение об обожении


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 20:33:58 17/05/2001
в ответ на: Иконы и учение об обожении, отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 16:58:20 17/05/2001
 
>Во всяком случае относительно взглядов преп. Феодора Студита на этот вопрос. Икона действует вне зависимости от молитвы и веры (и вообще присутствия кого-нибудь перед ней).
 
> преп. Феодор Студит приводит случай (описанный в Житиях), когда некие иудеи, собравшись, решили совершить над иконой Спасителя все то, что их отцы совершили над Самим Господом. Они плевали в лицо изображения Христова, ударяли его по лицу, били тростью, пронзили руки и ноги изображения гвоздями, поили его уксусом и, наконец, пронзили ребро изображения копьем. “И, когда это совершилось, тотчас из иконы вытекла в изобилии кровь и вода”. Итак, в образе Христовом,— заключает св. Феодор,— действует и страдает Сам Христос.
 
 
При всем уважении к преп. Феодору, явления чудес (которые бывают и с иконами и без оных) все же трудно принять за доказательство такого независимого от веры «действия» именно иконы: во первых, это исключительные случаи такого рода (большинство икон ничего такого не являют как бы над ними не ругались иконоборцы), а во вторых, также как честь восходит к первообразу, так и бесчестие тоже обращено к Тому, Кто изображен на иконе — Христу. Именно Он и может иногда являть свое действие для вразумления. Да, совершенно прав преп. Феодор, действует (чудотворит) и страдает (от погибельного человеческого неверия) сам Христос. Нет нужды привлекать автономное действие образа — сам Первообраз тут.
 
 
> преп. Феодор: Что это такое? Разве не Господь (Бог) Отец? Разве не Господь Бог Сын? Разве не Господь Дух Святый? Разве не Бог, Бог и Бог?  Да, конечно. Но разве, поэтому,— три Бога и Господа? Это — нечестиво. Один Бог и Господь. Также, любезный, следует понимать и относительно икон: хотя изображений по числу и много, но один Христос, а не многие; также и Господь один и тот же, а не различные. Пойми же,— как там единое название Бог и Господь не препятствует природе разделяться на три лица, так и здесь призывание одного имени (возводит) многие образы к единому виду; из этого видна пустота твоего неразумного возражения” (Антирритика 1, 9).
 
 
Совершенно верно. И вполне согласно с идеей, что покланяемся-то все-таки тому, кто изображен. Именно признание автономности образа было бы несогласно с тем, что пишет преп. Феодор.
 
 
> То есть на иконе пред нами Сама Ипостась Логоса.
 
> Еще более ясно выражает свою мысль св. Феодор в письме 195 ("К Иоанну Грамматику"). Если бы мы считали, — пишет он, — что у иконы и у Христа разные ипостаси, то были бы идолопоклонниками, но «не отличная от Христовой ипостась в иконе Его, но та же самая ипостась Христа, или выражение (характир) по виду (морфи) образа (эйдос) Его, созерцается в иконе и почитается поклонением» (даю в том же переводе СПДА).
 
 
Почитается ипостась Христа, воплощенного Бога Слова. То, что явлено, почитается за божественность. Но я бы сказал что через икону, в иконе мы видим ипостась Христа — но не то, что Христос воипостасирован в своем изображении на доске или в статуе. Тут как раз очень полезно различать латрию от почитания.
 
 
> Итак, икона не просто доска, не проводник благодати и не аккумулятор, но  в ней присутствует в Сама Ипостась Логоса, Его человеческий облик без человеческой природы, так же как в Евхаристии — Его человеческая природа без облика. И то и другое обожено и исполнено благодати.
 
 
Человеческий облик без человеческой природы вряд ли можно назвать ипостасью. А моя фотография — это я сам? ЧуднО это все.
 
 
>Теперь сами судите, насколько такое понимание отличается от католического. Да и от нашего — в духе «школьного богословия». Православие Отцов, если в него вникать серьезно, полно сюрпризов.
 
 
Вы знаете, это было неубедительно и я бы даже сказал соблазнительно. Я не достаточно начитан в писаниях преп. Феодора, чтобы различить где оканчивается защита истинного иконопочитания и начинается полемический перехлест, который может быть трактован как неистинное и недолжное. По крайней мере, вполне серьезные и православные богословы и догматисты явно и последовательно проводили различия почитания от поклонения, и рискуя быть в числе «пестрых», я с ними согласен. Меня учили что в центре всего всегда должен стоять сам Христос Бог, и только Он. А может легко стать, при неразличении поклонения от почитания, что центр внимания сместится, под благовидным предлогом, даже не на обоженных, святых людей, но уже на их многоразличные изображения.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]