Re (2): Иконы и учение об обожении


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 21:54:34 17/05/2001
в ответ на: Re: Иконы и учение об обожении, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 20:33:58 17/05/2001
 
> Почитается ипостась Христа, воплощенного Бога Слова. То, что явлено, почитается за божественность. Но я бы сказал что через икону, в иконе мы видим ипостась Христа — но не то, что Христос воипостасирован в своем изображении на доске или в статуе. Тут как раз очень полезно различать латрию от почитания.
 
 
Что такое латрия выяснилось уже позднее в деле Леонтия Халкидонского (где-то 12 в.) — это почитание вещества иконы.
 
 
>
 
>> Итак, икона не просто доска, не проводник благодати и не аккумулятор, но  в ней присутствует в Сама Ипостась Логоса, Его человеческий облик без человеческой природы, так же как в Евхаристии — Его человеческая природа без облика. И то и другое обожено и исполнено благодати.
 
>
 
> Человеческий облик без человеческой природы вряд ли можно назвать ипостасью. А моя фотография — это я сам? ЧуднО это все.
 
>
 
 
Преп. Иоанн Дамаскин, на возражение иконоборцев, что нельзя называть икону Христа Христом, неоднократно выражает следующую мысль: икона Христа — Сам Христос, икона святого — сам святой. Например,
 
 
“Если некто написал Христа распятого на иконе и кто-то спросит его: “Кто это?”, то он ответит: “Христос Бог наш, ради нас ставший человеком”,— пишет преп. Иоанн Дамаскин (Слово 1, 67).
 
 
Ясно выражает ту же мысль и преп. Феодор Студит:
 
 
“Если исследовать отпечаток изображенного лица, то икону называют “Христом” или “образом Христа”,— “Христом” по причине идентичности имени, “образом Христа” из-за отношения (к изображению Христа)” (PG 99, 34 1 ВС).
 
 
> Вы знаете, это было неубедительно и я бы даже сказал соблазнительно. Я не достаточно начитан в писаниях преп. Феодора, чтобы различить где оканчивается защита истинного иконопочитания и начинается полемический перехлест, который может быть трактован как неистинное и недолжное. По крайней мере, вполне серьезные и православные богословы и догматисты явно и последовательно проводили различия почитания от поклонения, и рискуя быть в числе «пестрых», я с ними согласен.
 
 
Св. Феодор проводит различие между поклонением и почитанием следующим образом. Поклоняемся мы по единству существа, поэтому поклонение едино для Св. Троицы, как Единой по существу. А почитаем мы по единству ипостаси, поэтому почитание одинаково как для иконы Христа, так и для Него Самого как одинаковым по ипостаси. Никакого особого ударения на то, что поклонение выше почитания он не обнаруживает.
 
 
 
>Меня учили что в центре всего всегда должен стоять сам Христос Бог, и только Он. А может легко стать, при неразличении поклонения от почитания, что центр внимания сместится, под благовидным предлогом, даже не на обоженных, святых людей, но уже на их многоразличные изображения.
 
 
А Он и стоит в самом центре гораздо сильнее, чем если бы между Ним и нами, согласно Вам, были посредники в виде проводников благодати, молитвы, веры  и пр. Не буду умножать примеры. Таково мнение св. Феодора Студита относительно икон. То, что оно вызывает недоумение, меня не удивляет.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]