библиография


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 13:18:43 18/05/2001
в ответ на: Вопрос Евгению, отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 10:46:11 18/05/2001
 
> Таково мнение св. Феодора Студита относительно икон. То, что оно вызывает недоумение, меня не удивляет.
 
>Евгений, меня интересует православная библиография этого вопроса. Пока, по результатам дискуссии, могу сказать, что мне кажется верной позиция Алексея Чумакова. Но я не богослов и могу ошибаться. Скажите, кто еще, кроме св. Феодора писал на эту тему (я говорю именно о трудах, защищающих Вашу точку зрения или спорящих с ней)? Интересуют мнения как святых отцов, так и современных богословов, т.е. история вопроса. Изложенное Вами понимание мнения св. Феодора принадлежит Вам, или Вы почерпнули его из вторичных источников (каких?)?
 
 
Вообще-то, я на все цитаты, как правило, давал ссылки с указанием страниц. Для первоначального ознакомления с рассматриваемыми здесь вопросами можно порекомендовать указанную мной монографию Шенборна (с поправкой на его католические воззрения).
 
 
К. Шёнборн, Икона Христа. Богословские основы. Пер. Е. М. Верещагина (Милан — Москва, 1999)
 
 
Из доступных на сегодня изданий она наиболее полно освещает всю эту проблематику. Вызвашая недоумение концепция, что согласно св. Феодору Студиту на иконе присутствует Ипостась Бога Слова, находится уже в этой работе — это общее место в иконологии. Более крайняя концепция, что связь образа и первообраза есть не отношение «означающего к иной означаемой реальности, но утверждение их единства в... едином πρόσωπον, в едином лике и единой личности Господа в его двух природах — человеческой и божественной», содержится в работе
 
 
Riou A. Le monde et l'Église selon Maxime le Confesseur. Paris, 1973.  с. 111
 
 
Аналогичное понимание, если я не ошибаюсь, у Флоровского в
 
Флоровский Г. В. Византийские Отцы V-VIII: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Париж,  1933, с. 207. Но это надо еще уточнить.
 
 
Вся же библиография по этому вопросу настолько обширна (и не всегда легко доступна), что я просто не в состоянии ее привести.
 
Вот только некая часть.
 
 
Из доступных:
 
по истории вопроса:
 
Д. Е. Афиногенов, Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847) (Москва, 1997)
 
 
основные:
 
Преп. Иоанн Дамаскин. «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», с греческого перевод А. Бронзова. СПб., 1893
 
Творенiя преподобнаго Феодора Студита въ русскомъ переводе. Изд. С.-Петербургской Духовной Академiи. Тт. I, II (Прилож. къ журналамъ Церковный Вестникъ и Христiанское Чтенiе; Санкт-Петербург, 1907, 1908).
 
Творенiя святаго отца нашего Никифора, архiепископа Константинопольскаго. Ч. I, II. Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводе, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, тт. 65, 67; Москва, 1904, 1907
 
Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Спб., 1996. т. 4
 
 
очень хорошая монография:
 
А.П. Доброклонскiй, Преподобный Феодоръ, Исповедникъ и игуменъ Студiйскiй. I часть: Его эпоха, жизнь и деятельность (Одесса, 1913)
 
 
очень полезная работа о Евхаристии и иконоборцах:
 
S. Gero, ‘The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its Sources’, Byzantinische Zeitschrift 68 (1975), pp. 4-22
 
 
что-то есть в
 
‘Ориген, Евсевий и иконоборческий спор’, в Прот. Георгий Флоровский, Догмат и история (М., 1998), pp. 351-376, 481-482.
 
 
с точки зрения скорее эстетики, чем богословия:
 
 
Бычков В. В. Образ как категория византийской эстетики.- Византийский временник, 34, 1973.
 
Бычков В. В. Из истории византийской эстетики.- Византийский временник, 37, 1976.
 
Бычков В. В.. Малая история византийской эстетики. М. (год не помню)
 
 
очень хорошая с большой библиографией
 
В. М. Живов. “Мистагогия” Максима Исповедника и развитие византийской теории образа //Художественный язык средневековья. М. 1982. 108-127.
 
 
Очень хорошая работа на близкую тему:
 
 
B. Lourie. LE SECOND ICONOCLASME EN RECHERCHE DE LA VRAIE DOCTRINE (в печати).
 
 
См. там же обширную иностранную библиографию этого  вопроса, по большей части труднодоступную.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]