Советский фельетон


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ, Всех люби, от всех беги.., 17:09:00 22/05/2001
в ответ на: Re (4): Многие лета , отправлено hellenophilos, orthodoxos, 13:56:40 22/05/2001
 
> Не знаю, про Вас ли это, но точно не про меня. «Спаси Господи и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, от пути спасительного отвратих, к делом злым и неподобным приведох»...
 
 
Вы тут с Сашей словно бы хвастаетесь наперегонки своей греховностью, вот и вспомнился какой-то старинный фельетон про очередь в поликлинике, где каждый, постепенно раззадориваясь, говорил в таком духе: «Это что, вот у меня болезнь, так болезнь...»
 
Сохраните пыл для исповеди, что ли...
 
 
>Святость же песнопения «многая лета» для меня пока что не более очевидна, чем святость молитвы о богоотступнических «властях», занимающихся деструкцией общества — так, очередное свидетельсво обмирщения и рабства идеологиям мира сего, свидетельство неуклонно усугубляющегося предательства христианского идеала.
 
 
Вы, наверное, думаете, что цари-батюшки деструкцией общества не занимались... Они ещё и деструкцией Церкви занимались в свободное от общества время, тоже под видом благодеяний.
 
>
 
> Моя текущая гипотеза состоит в том, что «многая лета», исполать (возможно, заимствованная из императорского церемониала) правомерно применима к архиереям-этнархам, расширительно — к осуществляющим собственно церковные властные полномочия, архиереям правящим. Пение исполати архиерею титулярному, викарию, тем более живущему на покое в монастыре — абсурдно.
 
 
А прихожанам Вы разрешите петь многая лета своему батюшке? Его же архиерей может на другой приход отправить. Или помрёт, а он батюшка хороший, а невесть кого вместо него пришлют.
 
>
 
> Многая лета полагается властям, законным властям, занимающимся структурированием общества, в котором живут христиане, в интересах Православия, или хотя бы не во вред Православию.
 
 
Интересно. Начали с незаконности долгоденствия верных, кончили незаконностью неправославных властей, сиречь дежурными камешками в «сергиянский» огород.
 
Что важнее: говорить или делать? Иными словами: просто пожелать долгих лет жизни или жертвенно послужить самой своей жизнью? Вопрос риторический, на мой взгляд.
 
Никто пока не осудил легионы, сплошь состоявшие из христиан на службе у языческих императоров, «структурировавших общество» никак не в интересах Православия. Или это было в интересах его, и кровь мучеников действительно семя Церкви? О законности тех властей я уже вообще ничего здесь говорить не буду: историю все учили, некоторые ее просто иногда забывают...
 
 
>Многая лета полагается князю, но лишь в той мере, в какой он несет именно моральную ответственность пред Богом за вверенное ему достояние, а не финансовую — перед банкиром за своевременную выплату процентов.
 
 
Протодиакон (начинает по обычаю низко, с постепенным повышением): — Благоденственное и мирное житие, здавие же и спасение, и во всем благое поспешение, подаждь, Господи, российскому президенту Владимиру, и сохрани его на многая лета, но лишь в той мере, в какой он несет именно моральную ответственность пред Богом за вверенное ему достояние, а не финансовую — перед банкиром за своевременную выплату проценто-о-о-ов!
 
Хор поет «Многая лета», заменяя «Спаси, Христе Боже» на «Но лишь в той мере».
 
 
> Многая лета полагаются церковным старостам, но лишь тем, которые подлинные ктиторы храмов Божиих, а не бизнесмены, действующие под церковной «крышей».
 
 
Хор снова поет многолетие, подмигивая старосте на рефрене «Но лишь тем, которые».
 
 
Вы, кстати, против того, чтобы грешникам Господь оставил время для покаяния? Складывается впечатление, что после «Утверди Боже..» надо петь что-то вроде «Истреби, Боже...» прилагая к каждому прошению наградной и расстрельный списки соответственно. Вот мы уже и судим, кому что полагается. Ай да мы.
 
 
> Все остальные разновидности многолетия IMHO не более церковны, чем заупокойные молитвы по Воскресеньям: вошедшая в «традицию» отсебятина.
 
 
Вот. IMHO.
 
>
 
> ЗЫ. Фоме. В Декалоге содержится не только «да благо теи будет», но и призыв чтить субботу более остальных дней недели.
 
 
Минуточку. Где сказано о «более остальных дней недели»? Заповедь соблюдена и в отношении «шесть дней работай себе, седьмой — Богу твоему», и тем, что церковный устав субботу всё-таки выделяет особо.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]