Re (2): Матрица  - во времени или вне его?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Федоровский Н., мунист, 23:23:17 30/05/2001
в ответ на: Re: Матрица  - во времени или вне его?, отправлено Candide, православный христианин, 22:27:57 30/05/2001
 
> И здесь согласен с Вами на все 100% !  Давайте подумаем, есть ли хоть какой-нибудь смысл в утверждении, что Бог может изменяться во времени.  Я рассмотрю пример воплощения Слова.  До воплощения Слово не является воплощенным, а после воплощения — является таковым, следовательно, произошло некоторое изменение во времени.  Не так ли?
 
 
Добрый вечер.
 
И я отвечу Вам взаимностью — я тоже с Вами совершенно согласен!
 
Честно говоря, мои 5 копеек я вставлял не для того, чтобы поддерживать Вас или Виталия, а ради того, чтобы сначала мы бы разобрались в терминнах — что же именно мы имеем в виду под этой фразой «Бог может изменяться во времени». Мне кажется, что без необходимых уточнений, отрицание этой фразы, которое производит Виталий, точно так же лишено смысла, как и ее утверждение.
 
 
Я могу не знать точно православную догматику, поэтому поправьте меня, если я ошибусь.
 
Бог, наколько я понимаю, существует вне времени. По крайней мере, Бог-Отец, если быть точным. Изменяемость во времени Бога означает некоторое различие в Боге в разные моменты времени. Но для кого эти различия могут быть, кто здесь — наблюдатель?
 
 
Лирическое отступление.
 
 
Вывод сильно зависит от того — кто наблюдает. Так, например, по Эйнштейну даже одновременность событий — относительна. Для одного наблюдателя событие А может быть раньше события Б и наоборот — для другого. Поэтому, и свойство изменяемости возможно может быть одним с точки зрения наблюдателя Н1 и друним — с точки зрения наблюдателя Н2.
 
С этой точки зрения Ваш пример:
 
>До воплощения Слово не является воплощенным, а после воплощения — является таковым, следовательно, произошло некоторое изменение во времени
 
- также требует уточнения — с точки зрения кого? Для человека, живущего во времени — да, произошло изменение. Для Бога(-Отца) же, находящегося вне времени, нет времени, а значит — нет категорий «до» и «после», то есть, пример лишен смысла.
 
 
Так вот, кто у нас наблюдает (т.е. делает вывод о неизменности или изменяемости Бога)? Вряд ли это сам Бог(-Отец). С его точки зрения времени как бы нет, и вообще задаваемый вопрос неопределен, не имеет смысла, так как непонятно что такое «разные моменты времени».
 
Очевидно, речь идет о том, что наблюдателем должен быть человек. То есть — в разные моменты нашего времени человек наблюдает «разного Бога».
 
Хорошо, эксперимент проведен. Но вопрос — наблюдения разные потому что Бог изменился, или потому что наблюдатель изменился, и стал воспринимать Бога по-другому? Уточню и подчеркну, что здесь идет речь не о «Боге на самом деле», а о «Боге с т.зр. человека». Если наблюдатель (человек) не изменился, а наблюдение изменилось — этого достаточно, чтобы сделать вывод об изменяемости Бога с т.зр. человека.
 
А вот можно ли это сказать — Вам виднее, мне кажется.
 
 
С уважением,
 
Николай.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]