Комментарий


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 04:43:40 31/05/2001
в ответ на: Re (4): Матрица  - во времени или вне его?, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 02:56:38 31/05/2001
 
> Вот цитата из «Догматического Богословия» протопресв. М. Помазанского:
 
 
Я так понял, что Вы желаете услышать комментарий.
 
 
> "Неизменяемость Бога
 
> «От Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Бог есть совершенство, а каждая перемена есть признак несовершенства и потому не может быть мыслима в совершеннейшем Существе, в Боге.
 
 
Казалось бы, все верно, а если задуматься — ни на чем не основанный постулат (о том, что никакая перемена не мыслима в совершенном), или, скорее — неточно выраженная мысль.  Христос — совершенный человек, но разве Он, как человек, не менялся во времени, оставаясь совершенным человеком?  
 
 
> При своей неизменяемости, Его существо есть жизнь, полная сил и деятельности.
 
 
Как может быть «жизнь, полная сил и деятельности», но без какого бы то ни было изменения?  Так что эти слова согласуются с моим мнением.
 
 
> Бог Сам в Себе есть жизнь, и жизнь — Его бытие. Не нарушает неизменяемости Божией рождение Сына и исхождение Духа, ибо Богу Отцу принадлежит отцовство, и Сыну — сыновство, и Духу Святому нисхождение «вечно, нескончаемо и непрестанно» (Иоанн Дамаскин).
 
 
Совершенно верно:  Отцовство, Сыновство, Исхождение — неизменные атрибуты.  
 
 
> Не нарушает неизменяемости Божией и воплощение, и вочеловечение Слова, Сына Божия. Только твари по своей ограниченности теряют то, что имели, или приобретают то, чего не имели. Божество же Сына Божия осталось по воплощении тем же, чем было до воплощения. Оно приняло в свою Ипостась, в единство Божественной Ипостаси, человеческую природу от Девы Марии, но не образовало этим нового, смешанного естества, а сохранило свою Божественную природу неизменной.
 
 
Тоже верно:  Божественная природа не изменяется, то есть, Бог не перестает быть Богом, не становится иным по природе.
 
 
> Не противоречит неизменяемости Божией и творение мира. Мир есть бытие внешнее по отношению к природе Божией, и потому оно не изменяет существа, ни свойств Божиих.
 
 
Все приведенные мысли — о неизменяемости существа Бога.  Но с этим никто не спорит.
 
 
> Вот еще кое-что из св. Григория Богослова:
 
> «По Писанию, Бог спит, пробуждается, гневается, ходит и престолом имеет херувимов. Но когда Он имел немощи? И слыхал ли ты, что Бог есть тело? Здесь предствлено то, чего нет. Ибо, соразмеряясь со своим понятием, и Божие прозвали именами, взятыми с себя самих. Когда Бог, по причинам Ему одному известным, прекращает Свое попечение и как бы нарадит о нас, это значит — Он спит; потому что наш сон есть подобная бездейственность и беспечность. Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, значит — Он пробуждается;....Он наказывает: а мы сделали из сего — гневается; потому что наказание у нас бывает по гневу. Он действует то здесь, то там; а по нашему — Он ходит; потому что хождение есть поступание от одного к другому. Он упокаивается и как бы обитает во святых силах; мы назвали это сидением и сидением на Престоле, что также свойственно нам. А Божество ни в чем так не упокоевается, как во святых. Быстродвижимость названа у нас летанием, смотрение наименовано лицом, даяние и взывание — рукою. А также всякая другая Божия сила и всякое другое Божие действие изображены у нас, чем-либо взятым из телесного» (слово 31).
 
 
Всё абсолютно верно:  Божие действие изображается человеческими образами.  Итак, Бог действует.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]