Божество: Закон или Личность?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 17:20:44 31/05/2001
в ответ на: Iтогi подведьом... ((с)Лесь Подервянский), отправлено Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 13:15:07 31/05/2001
 
> Подведем предварительные итоги.
 
> Саша сказал, что Бог изменяется, потому что развивается.
 
> Вы сказали, что Бог изменяем, потому что в разные моменты человеческой истории мы видим разные проявления Божества, а теоретически — потому что всемогущий. Что касается теоретической возможности... А расскажите мне, необразованному, может ли всемогущий Бог Святой Дух исходить и от Сына?
 
 
Ответ по ходу:  это так же бессмысленно, как и спросить, например, «могла ли меня родить не моя мать, а другая женщина?»
 
 
> Николай Федоровский согласился с практической стороной дела, и разграничил понятия: «Сам по Себе» Бог неизменен, «в нашей системе отсчета», с точки зрения человека, Бог изменяется.
 
> Что сие значит? Вот я на велосипеде еду по тропе. Тропа то взмывает вверх, то сбегает вниз, то извивается, как змея, то выравнивается, как струна, то петляет между деревьями, то, словно устав, скрывается в траве, и снова появляется. Она становится то шире, то уже. Она то грозит мне табличками «копать нельзя, кабель», то успокаивает «проверено — мин нет, сапер Потапов». Скажите, это реально тропа так изменяется во времени? Или что я (вполне законно) описал словами «извивается»? Тропа есть тропа, она длинная и мне вся не видна. Я проезжаю ее последовательно, и вижу разные участки, если нарушаю правила поведения на тропе — получаю адекватный ответ сосной по лбу, вот и описываю образно эти участки, как будто тропа изменяется. А реально вся она вчера была такой же, какой будет завтра.
 
> Говорить о Боге, что Он объективно изменяется в зависимости от номера секунды с момента сотворения — это как говорить, что тропа объективно изменяется в зависимости от номера километра. То есть, в зависимости от того, на каком километре мы едем, всю тропу перекашивает. В художественном, поэтическом произведении это допустимо, (как и фраза «мело, мело по всей земле во все пределы» — это ж не о глобальном похолодании), но если мы говорим о сути дела, должны отбросить субъективизм и поэзию. Бог неизменен, представьте обратное: Бог вчера, 31.05.2001 решил измениться так, что в сентябре 1635 г. киевляне увидели такое-то знамение. А сегодня Бог передумал, и изменился так, что киевляне в 1635 г. никакого знамения не увидели, зато получили сильный дождь и метеоритом по Борщаговке. Но завтра Бог отменит метеорит в 1635 г. ... Ну, так получается! Отож, абсурд. Мы не живем в 1635 г., и Щурко не изменяется в зависимости от секунд в этом году — они прошли, и застыли так, как есть, и меня там не было. Бога — тем более. Бога во времени вообще нет, примерно как нет дороги в каждом метре дороги.
 
> Изменение, а тем более совершенствование — свойство несовершенных, тварных объектов. Пытаясь приписать к ним Предвечного, либо делаем Его не Богом, либо получаем ерунду.
 
 
Тут обнаруживаются две разные точки зрения на существо Бога, которые, может быть, стоит отдельно обсудить.  Согласно точке зрения, которую высказали Вы, Бог представляется неким подобием неизменного, установленного в вечности Закона, который кажется нам переменчивым во времени потому, что мы сами живем во времени и попадаем в различные ситуации, которые по-разному регулируются этим Законом.  О таком боге, наверное, недопустимо сказать, что он хоть как-то изменяется.  Это как закон Ньютона, который сам по себе — неизменен во времени, хотя движение согласно этому закону происходит во времени.  Некоторым изображением или подобием такого божества будет физический мир — четырехмерное пространство-время, неизменное и полностью уже определенное, которое нам кажется изменчивым только потому, что мы сами движемся во времени в этом «застывшем» пространстве-времени.
 
 
Согласно второй точке зрения, Бог представляется не как Закон, а как Личность, Которая живет некоторой внутренней жизнью.  Но понятие о жизни личности несовместимо с абсолютной неизменностью, напротив — подразумевает изменчивость во времени.  Этот взгляд, как мне кажется, более соответствует Писанию.  Это вовсе не значит, что время, в котором живет Бог, есть то же самое время, в котором живет человек.  Скорее, время, в котором живет человек, есть образ и подобие времени, в котором живет Бог, подобно тому, как и сам человек есть образ и подобие Бога.
 
Мне близка именно эта точка зрения, согласно которой Бог не есть некий совершенно непостижимый абсолют, бесконечно далекий от человека, но, напротив, мы, люди, на Него похожи, будучи созданы по Его образу и подобию.
 
 
Вот такие мысли по поводу...
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]