Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 18:29:12 31/05/2001:>2) Соответствует ли православному вероисповеданию следующее утверждение: икона есть изображение Бога (т.е. на иконе изображается Ипостась)? >2 )икона есть изображение Бога (т.е. на иконе изображается Ипостась( не сама Ипостась, а ипостасные человеческие идиомы) На иконе изображается Ипостась Христа в той Ее части, которая изобразима, а это и есть Ее ипостасные человеческие идиомы. О том, что это такое, см. ниже. >И «ипостасные человеческие идиомы, которые и изображаются на иконе » расшифровать:) >На иконе изображаются «ипостасные человеческие идиомы» такие как: >перечисление.. Перечислить не удастся, я могу только попробовать дать определенное представление об этом, хотя и это представляет собой определенную терминологическую, историко-богословскую проблему. «Ипостасные человеческие идиомы» это одно (более философское) название того, о чем мы говорим. В греческом языке (особенно когда речь идет об иконах) на месте этого понятия стоит, как правило, слово «характир» (образ). «Характир» иконы это в иконологии как бы технический термин. На языке эстетики наиболее близкое к этому понятие иконографический тип, то есть закрепленная живописным каноном совокупность признаков того, как надо изображать того или иного святого. Это первый смысловой пласт обсуждаемого нами понятия эстетический. Второй пласт философский. Здесь довольно близкое по смыслу понятие это то, что в неоплатонизме называется словом «эйдос». Вот удачное и наглядное определение «эйдоса» у Плотина в Эннеадах: «Внешний вид здания, если удалить из него камни, и есть его внутренний эйдос». Поэтому «эйдос» иногда употребляется Отцами как синоним к «характиру». На логическо-богословском языке (третий пласт) то же самое означает, примерно, совкупность непреходящих признаков предмета (неотделимых акциденций), если удалить из него его всеобщую природу вместе с преходящими признаками (отделимыми акциденциями). И, наконец, четвертый пласт (мистическо-богословский и наиболее важный для христианина) того, о чем мы говорим, познается только в созерцании и подается только в Церкви, так видеть Нетварный Свет можно только будучи самому в Нетварном Свете по единогласному утверждению всех христианских мистиков и, например, свт. Григория Паламы. Вот совокупность этих четырех пластов и есть то, что называется «характир» иконы. Его смысловое поле достаточно широко. Искусствовед видит в нем иконографический тип, а христианский мистик Самого Христа, действующего как Он. Он есть и то, и другое, первое и последнее, начало и конец, альфа и омега.
- перенос с кураевского форума и вопрос Алексей Чумаков, православный христианин, 06:15 01 июня 2001 (0)
- Иконопочитание и падение Рима Евгений, Православный, РПЦ, 14:39 01 июня 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]