Что изображается на иконе


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 18:29:12 31/05/2001:

 
 
>2) Соответствует ли православному вероисповеданию следующее утверждение:
 
икона есть изображение Бога (т.е. на иконе изображается Ипостась)?
 
 
>2 )икона есть изображение Бога (т.е. на иконе изображается Ипостась( не сама Ипостась, а ипостасные человеческие идиомы)
 
 
На иконе изображается Ипостась Христа в той Ее части, которая изобразима, а это и есть Ее ипостасные человеческие идиомы. О том, что это такое, см. ниже.
 
 
 
>И «ипостасные человеческие идиомы, которые и изображаются на иконе » расшифровать:)
 
 
>На иконе изображаются «ипостасные человеческие идиомы» такие как:
 
 
>перечисление..
 
 
 
Перечислить не удастся, я могу только попробовать дать определенное представление об этом, хотя и это представляет собой определенную терминологическую, историко-богословскую проблему.
 
«Ипостасные человеческие идиомы» — это одно (более философское) название того, о чем мы говорим. В греческом языке (особенно когда речь идет об иконах) на месте этого понятия стоит, как правило, слово «характир» (образ). «Характир» иконы — это в иконологии как бы технический термин. На языке эстетики наиболее близкое к этому понятие — иконографический тип, то есть закрепленная живописным каноном совокупность признаков того, как надо изображать того или иного святого. Это первый смысловой пласт обсуждаемого нами понятия — эстетический. Второй пласт — философский. Здесь довольно близкое по смыслу понятие — это то, что в неоплатонизме называется словом «эйдос». Вот удачное и наглядное определение «эйдоса» у Плотина в Эннеадах: «Внешний вид здания, если удалить из него камни, и есть его внутренний эйдос». Поэтому «эйдос» иногда употребляется Отцами как синоним к «характиру». На логическо-богословском языке (третий пласт) то же самое означает, примерно, совкупность непреходящих признаков предмета (неотделимых акциденций), если удалить из него его всеобщую природу вместе с преходящими признаками (отделимыми акциденциями). И, наконец, четвертый пласт (мистическо-богословский и наиболее важный для христианина) того, о чем мы говорим, познается только в созерцании и подается только в Церкви, так видеть Нетварный Свет можно только будучи самому в Нетварном Свете по единогласному утверждению всех христианских мистиков и, например, свт. Григория Паламы. Вот совокупность этих четырех пластов и есть то, что называется «характир» иконы. Его смысловое поле достаточно широко. Искусствовед видит в нем иконографический тип, а христианский мистик —  Самого Христа, действующего как Он. Он есть и то, и другое, первое и последнее, начало и конец, альфа и омега.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]