Re: Божество и все.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 04:00:00 01/06/2001
в ответ на: Божество и все., отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 21:37:15 31/05/2001
 
>> Тут обнаруживаются две разные точки зрения на существо Бога, которые, может быть, стоит отдельно обсудить.
 
>
 
> Если бог в вашем понимании — это существо, или имеет существо, то речь идет о каком-то другом боге. Боги имеют существо в некоторых языческих религиях. Бог Иудео-Христианства не имеет существа. Бог не имеет сути — Он вне всякой сути.
 
 
По-Вашему, Бог не имеет существа (= сущности = естества)?  И это я слышу от православного?  Как же тогда отцы первого Вселенского Собора могли утверждать, что мы веруем в Сына «рожденного от Отца, то есть, из сущности Отца» (цитирую определение Собора)?  Или что Сын единосущен Отцу?  Ведь «единосущен» означает не что иное, как «имеет ту же сущность».  Конечно, сущность Бога — пресущественна, как выражались отцы, то есть, превыше всякой тварной сущности, но тем не менее, отцы широко употребляли слово «сущность» в отношении Бога.  И я не вижу, почему это слово нельзя употребить, если верно понимать его смысл.
 
 
> О законе «установленном в вечности» вообще несуразица какая-то. Какой закон Ньютона, который «не изменен сам по себе»? Все изменяемо в тварном мире, даже закон Ньютона.
 
 
Закон Ньютона потому и носит одно устойчивое имя «закон Ньютона», что он — неизменен.  Все законы природы известны нам лишь приближенно, но они неизменны во времени по чисто логическим причинам (подумайте об этом на досуге, или почитайте, например, А. Пуанкаре, «Эволюция законов» в сборнике статей «Последние мысли»).
 
 
>> Согласно второй точке зрения, Бог представляется не как Закон, а как Личность, Которая живет некоторой внутренней жизнью.
 
>
 
> Если Бог выше всякой сущности, времени и жизни, как мы можем говорить, что «он живет внутренней жизнью»?
 
 
«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5:26).  Я сказал по сути совершенно то же самое.
 
 
> Он — единственное, что не создано никем и никогда.  
 
 
Ну вот, видите, даже способ выражения отражает разницу во взглядах (это происходит неосознанно).  Для меня Бог — не  что,  а  Кто;  не Закон, а Личность.
 
 
>>Но понятие о жизни личности несовместимо с абсолютной неизменностью, напротив — подразумевает изменчивость во времени. Этот взгляд, как мне кажется, более соответствует Писанию.  
 
>
 
> Слава Богу, что пока это только ваш личный взгляд, который не основан на вере в конкретные устоявшиеся еретические учения. Вообщем еще вполне есть шанс обратиться к учению Церкви и спокойно уяснить правильные и непротиворечивые истины.
 
 
Да, слава Богу, есть еще такой шанс. :)
 
Теперь отвечу на Ваши предыдущие сообщения.
 
 
> Главное помнить, что по учению Церкви, Бог не только находится вне времени и пространства.  Он находится вне всякого понимания.  Поэтому понять Кто Он и что с Ним происходит, невозможно.  Хотя для нашей же собственной пользы необходимо знать и помнить, что в Нем нет и «тени перемены», т.е. не меняется ничего, никогда и никаким образом.
 
 
Прежде всего, мне непонятно, как Вы не замечаете противоречия.  Если невозможно понять, Кто Он и что с Ним происходит, то как можно одновременно с этим утверждать, что в Нем «не меняется ничего, никогда и никаким образом»?  Как можно знать о Боге одно только это, если нельзя знать ничего?  Cтранное какое-то знание о Самом Себе дал нам Господь!  Ничего совершенно нельзя о Нем знать, кроме того, что в нем «не меняется ничего, никогда и никаким образом».  Чем более думаю об этом, тем более удивляюсь, откуда такое специфическое понятие о Нем у человека.
 
Но никто еще не показал, что точка зрения, согласно которой в Боге «не меняется ничего, никогда и никаким образом», соответствует истине.  С тем, что Бог находится вне всякого понимания я тоже не согласен.  Определенное понятие о Себе Он нам дает, иначе мы ровным счетом ничего бы о Нем не знали.  И Апостол призывает нас к пониманию:  «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.» (Евр. 3:1-2).  Значит, кое-что мы все-же можем уразуметь, то есть, Он нам открывает.
 
 
> Вообщем-то я приму от вас любые объяснения и охотно соглашусь с ними, т.к. вы весьма и даже очень логично излагаете свой ход мысли. Но только после того когда вы логически объясните что такое бесконечность пространства и безначальность и бесконечность времени. ОК?
 
 
Не могу удержаться от улыбки.  Если я Вам объясню, что такое бесконечность пространства и времени, то Вы охотно согласитесь, что Бог может жить во времени?  Давайте попробуем! :)
 
Понятие времени в определенном смысле предшествует понятию пространства.  Легко представить себе возможность времени без пространства, но представление о пространстве возникает у нас только в результате опыта жизни во времени.  Поэтому сначала нужно сказать о времени.
 
Бесконечность времени (в направлении будущего) означает, что, измеренное некоторой мерой, время имеет бесконечную длительность.  Например, если вечный дух (ангел) задастся целью безостановочного счета натуральных чисел (один, два, три, ...), то в последовательности его счета встретится любое натуральное число.  Мы говорим в этом случае, что его счет будет продолжаться вечно.
 
Безначальность времени означает его бесконечность в направлении прошлого.  Например, если вечный дух всегда осуществляет безостановочный счет целых чисел (... -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, ...), то в последовательности его счета встречается любое отрицательное целое число.
 
Согласно современным научным представлениям, окружающий нас видимый мир имеет начало во времени (условно, его возраст порядка 20 миллиардов лет).
 
Бесконечность пространства — это потенциальная возможность совершать вечное перемещение в некотором определенном направлении.  Иногда это называют безграничностью пространства (то есть, отсутствием границы), а бесконечность пространства понимают как бесконечность его объема.  Нужно иметь в виду, что, в принципе, пространство может иметь ограниченный объем, но не иметь границы.
 
Вот, пожалуй, и всё.  Надеюсь, мы не отвлечемся от темы и не пустимся в философический off-topic.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]