перенос с кураевского форума и вопрос


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 06:15:50 01/06/2001
в ответ на: Что изображается на иконе, отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 18:29:12 31/05/2001:

 
>>Как тогда относиться к иконе Христа, в храме.., на которой изображение имеет портретное сходство с Петром Первым?
 
>
 
>Будучи адекватно сформулирован, вопрос может звучать так. Существует множество икон, которые отличаются от своего иконографического типа, друг от друга и, следовательно, от первообраза. Как можно помыслить присутствие первообраза на иконе, которая сильно отличается от оригинала?
 
 
>Как Божественный Лик (образ, «характир», иконографический тип) Христов в Его земной жизни просвечивал сквозь завесу Его плоти с ее физической являемостью и преходящими состояниями (пот, слезы, страдания), то есть отделимыми акциденциями Его плоти, так и на иконе Божественный Лик Христов (не иной, не похожий, а Тот же Самый) просвечивает через изменчивую являемость материала и неодинаковую искуссность иконописца, через все отступления от канона, которые тоже являются для иконописного изображения отделимыми акциденциями (конечно, до поры до времени, если канон не сильно нарушен; вопрос о мере нарушения выходит за рамки данного обсуждения). Ведь Лик Христов — это не живописное изображение Его плоти как на католических картинах. Отсюда неизменность иконописного канона у православных. Христос ради нашего спасения явил Себя Самого из Себя Самого, Сам стал Собственной иконой и продолжает являть Себя на иконах.
 
 
>Почему явление это важно? «Никто не может рещи Иисуса Христа Господом, только Духом Святым», и никто не может увидеть Лик Христов на иконе иначе как Духом Святым. Видение Лика Христова на иконе включает нас в сверхприродное единство Лиц Св. Троицы. Ведь Лица Св. Троицы едины не только единством природы, но и через взаимопроникновение Ипостасей. «Кто видел Меня, тот видел Отца». Христос есть «образ (эйкон) Бога невидимого», «сияние славы и образ (характир) Отчей Ипостаси».
 
 
Евгений, а как с другим типами образов, не- живописными? Например, символическими иконами (рыба, лабиум, агнец и прочее) столь распространенными тогда, когда живописных икон не было в употреблении? Или с Евангелием, которое тоже (на богослужениях, например) есть «икона Христа», с текстуальным описанием Христа, представлением о Нем в богословии? Ведь это тоже образы, не так ли, почитание которых восходит к Первообразу, самому Христу?
 
 
И как этот вопрос увязан с принципиальной без-образностью нашей молитвы?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]