Re: Критика метематических примеров


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 02:10:38 03/06/2001
в ответ на: Критика метематических примеров, отправлено Федоровский Н., мунист, 09:18:32 02/06/2001
 
> Я хорошо знаю что такое бесконечность, но мне не нравятся Ваши примеры.
 
 
Уместно ли это обсуждать на православном форуме?  Боюсь, что модераторы нас не одобрят.  Я поясню Вам, о каком времени и пространстве я говорил.  Многие вопросы при этом останутся незатронутыми; их нельзя охватить даже вкратце.
 
 
Необходимо различать время и пространство, данные нам в опыте повседневной жизни, и теорию пространства и времени.  Это совершенно разные вещи.  Так, в теории пространство и время имеют структуру дифференцируемого многообразия, но пространство и время нашего опыта этой структуры не имеют.  В частности, опытные пространство и время не делимы до бесконечности.
 
Предположим, что у некоторого духа нет никаких ощущений: ни зрительных, ни осязательных, ни каких бы то ни было других.  Но допустим, что такой дух способен мыслить логически во времени, например, решать задачи по арифметике подобно тому, как это делают люди.  Тогда, как я полагаю, мы согласимся, что этот дух живет во времени, но не живет в пространстве.  Итак, очень легко представить себе жизнь во времени без пространства, но невозможно представить себе жизнь духа в пространстве, но не во времени.  Эта невозможность — свойство человеческого духа, который живет во времени (но не в пространстве).
 
Когда младенец рождается в мир, он испытывает ощущения, расположенные в определенном порядке во времени.  Время уже присутствует в потоке его ощущений, младенец уже живет во времени, но он еще ничего не знает о пространстве.  Представление о пространстве, имеющем три измерения, возникает у человека только после определенного опыта, когда он в достаточной степени познакомится с твердыми телами и законами их изменений.  Это представление о пространстве трех измерений (в отличие от представления о времени) вовсе не навязывается человеческому духу с логической необходимостью, а возникает лишь как наиболее удобное для классификации его ощущений (читайте об этом у Пуанкаре).
 
Каждый человек живет, строго говоря, в своем собственном, личном времени.  Представление о едином мировом времени (и пространстве) возникает по причине того, что ощущения разных людей имеют между собой определенную взаимосвязь, определенную корреляцию.  У меня нет возможности подробно это объяснять; это потребует много места.
 
  
 
Об измерении времени.  Конечно, измерять время можно разной мерой; некоторые меры дадут конечный результат, некоторые — бесконечный (а некоторые — нулевой).  Бесконечность времени не имеет абсолютного смысла, но определена только после того, как установлена мера.  В моем примере мерой являлся счет ангела.  Вы просто ввели еще одну меру — некоторые часы, измеряющие время в секундах.
 
 
Возвращаюсь к основному предмету разговора.  Поскольку мы знаем из Писания, что человек сотворен по образу и подобию Божию, я допускаю, что Бог также живет в Своем  Личном  Времени, образом и подобием которого является наше  личное  время (а вовсе не мировое время).  Я думаю, что этот взгляд не противоречит Писанию; более того, мне кажется, что он согласуется с Писанием.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]