Отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 03:07:37 06/06/2001в ответ на: Re: Имя православного, отправлено Candide, православный христианин, 00:49:03 06/06/2001В подведение итога, чтобы не искать сказанного по «размножившимся» веткам, пишу о том, что же, или кто же есть Бог? Я даже решил схитрить и перечитал современно учение одного богослова Церкви о Боге, дабы вдохновиться на ответ. Ведь чем дальше мы дискутируем, тем больше мы находим несогласия с утверждениями друг друга. Верно? Контраст очевиден, как очевидно и то, что Бог совершенно недоступен нашему пониманию и, в то же время, Он Близок нам всем в Своей вечной постоянности. Чем больше мы с вами говорим, тем более становиться ясно, что Бог это все-таки непостижимая тайна. Бог совершенно другой, чем весь наш мир, Он невидим, невообразим, превыше всего, вне всех миров, вне всякого понимания. Один Римско-католический писатель по имени Джордж Тайрелл писал так: «Несомненно, что новорожденный ребенок знает о мире и о его свойствах не менее того, сколько может знать самый мудрый из нас о Боге, Чья власть простирается над небом и землей, временем и бесконечностью.» Любой Православный христианин, которыми, все же надеюсь, мы с вами являетмся, согласиться с этим полностью. Отцы нашей Церкви учили: «Бог, который познаваем, это не не Бог.» Т.е. тот бог, которого мы считаем, что можем понять через логические умозаключения становиться ни чем иным, как идолом, которого мы создали в своем разуме. Такой бог не может быть живим Богом Библии и Церкви. Человек сделан по подобию Божию, но обратное невозможно. Но в то же время таинственный и непостижимый Бог всегда близок к нам, наполняя нас жизнью, присутствуя везде и вокруг нас и внутри нас. Он присутствует не как воздух или невидимая сила, но в личном общении с нами. Бог, Которого мы не можем понять, как не можем понять бесконечность, открывается нам как личность: Он зовет нас по имени и мы отвечаем Ему. Между нами и непостижимым Богом существует отношение, которое мы называем любовью. Эта любовь похожа на ту, которую мы испытываем по отношению к самым дорогим нам людям. Через именно такую любовь мы познаем других, включая и Самого Бога. Св. Николай Кавасила сказал о Боге Вседержителе: «более преданный, чем любой друг, больший любого из правителей, более любящий, чем собственный отец, более близкий нам, чем собственные конечности, более необходимый нам, чем наше собственное сердце.» Вот вам и два несоединимых полюса в познании Бога. Бог и дальше всего от нас и ближе всего к нам, чем что-либо другое. И мы с легкостью осознаем, что парадокс сей совершенно нормален, и чем больше мы тяготеем к одному из полюсов, тем больше мы ощущаем нехватку другого. Бог непознаваем, и это не противоречит ни цитатам из Св.Писания, ни другому Божественному откровению, ни учению святых Церкви о Нем. Признавая, что Бог несопоставимо больше, чем любая из наших мыслей о Нем, мы все же признаем необходимость говорить о Нем, естественно не через прямолинейные понятия и утверждения, а через образы. Вообще все наше богословие по большому счету символично. Разумеется, символы сами по себе не в состоянии выразить непостижимость Бога. Поэтому чтобы указать на так называемую mysterium tremendum, мы учимся у Церкви использовать негативные и позитивные выражения того, о чем говорим. Короче говоря, обычно легче сказать, чем Бог точно не является, чем то, что Он есть «на самом деле». Без этого метода «отрицания», или как его азывают в Церкви «апопатический подход», все наши рассуждения о Боге будут тупиковыми и обманчивыми, ввергающими в прелесть. Все, что мы утверждаем о Боге, даже если это и правильно, будет однозначно недостаточным для того, чтобы показать всю правду. Если мы скажем, что Бог добр и спарведлив, мы тут же должны оговориться, что Его доброта и справедливость не могут быть измерены человеческими мерками. Если мы утверждаем, что Он существует, мы должны уточнить, что Он не является одним из существующих предметов, и что по отношению к Нему слово «существует» имеет уникальное значение. То бишь любое утверждение о Боге должно быть как бы сбалансировано посредством отрицания самого понятия. Вообщем, говоря о Боге в утвердительной форме, мы должны понимать, что хотя сказанное и не ложно в полной мере, но оно одновременно далеко и от истины. Если вы согласны с вышенаписанным, то на вопрос: почему мы считаем, что Бог неизменен, я напишу в следующем постинге.
- Re: >>>————> Candide, православный христианин, 03:29 06 июня 2001 (0)
- дальше... Тарас Тихомиров, Православный, 23:44 06 июня 2001 (0)
- Вы уже со мной согласны? Candide, православный христианин, 02:10 07 июня 2001 (0)
- Но не в основном вопросе Тарас Тихомиров, Православный, 23:35 07 июня 2001 (0)
- Re: Но не в основном вопросе Candide, православный христианин, 00:46 08 июня 2001 (0)
- Хотеть может быть вредно :) Тарас Тихомиров, Православный, 01:09 08 июня 2001 (0)
- Прямая не может стать длиннее Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 02:32 07 июня 2001 (0)
- Но прямая — это больше, чем точка Candide, православный христианин, 04:34 07 июня 2001 (0)
- Виталий, простите ради Христа ! Candide, православный христианин, 05:06 07 июня 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]